Военно-исторические экскурсии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению образовательных военно-исторических экскурсий для обучающихся учреждений общего среднего образования Брестской области

1.Методические рекомендации по организации и проведению для обучающихся учреждений образования образовательных военно-исторических экскурсий с посещением/использованием знаковых туристических объектов и мест, отражающих события в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, разработаны в соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь, данного к письму Министерства образования Республики Беларусь от 29 мая 2023 г. № 05-01-03/1414.

2.При организации и проведении образовательных военно-исторических экскурсий для обучающихся учреждений образования необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами:

Законом Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»;

Законом Республики Беларусь от 11 ноября 2021 г. №129-3 «О туризме»;

Программой патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы;

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 №972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»;

постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а «Об утверждении инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях».

  1. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются основные термины и их определения:

руководитель (заместитель руководителя) образовательной военно-исторической экскурсии – конкретное должностное лицо (педагогический работник), организующий проведение образовательной экскурсии, на которого возложена ответственность за разработку маршрута и содержания туристско-экскурсионной программы заявленной тематики, подготовку и проведение образовательной экскурсии, а также контроль  обеспечения безопасности учащихся во время проведения образовательной экскурсии;

образовательная военно-историческая экскурсия – туристическое путешествие обучающихся на период менее 24 часов с целью изучения туристических знаковых мест и объектов, связанных с историей Великой Отечественной войны на территории Беларуси, под руководством педагогического работника, на которого возложены полномочия и ответственность руководителя образовательной экскурсии;

технологическая карта образовательной экскурсии – документ, дающий полное представление об организационных и логистических аспектах проведения образовательной экскурсии, отражающий маршрут и содержание образовательной экскурсии, включая туристско-экскурсионную программу на маршруте, путевую информацию об основных туристско-экскурсионных объектах, а также дополнительные задания для обучающихся по усвоению изученного материала в ходе образовательной экскурсии.

  1. Организация образовательных военно-исторических экскурсий в учреждениях образования осуществляется в целях:

обеспечения и совершенствования системы военно-патриотического воспитания учреждений образования;

 изучения знаковых туристических объектов, отражающих события в годы Великой Отечественной войны, послевоенный период;

вовлечения обучающихся в поисковую и исследовательскую деятельность, направленную на изучение туристических знаковых мест и объектов, связанных с историей Великой Отечественной войны на территории Беларуси;

воспитания патриотизма и формирования национального самосознания у обучающихся.

  1. Деятельность учреждений образования по организации и проведению образовательных военно-исторических экскурсий не является предпринимательской и направлена на реализацию государственных программ в области образования и воспитания детей и молодёжи.

Периодичность обязательного посещения обучающимися  каждой образовательной ступени знаковых мест и объектов истории Великой Отечественной войны – 1 раз в полугодие.

  1. Проведение образовательной военно-исторической экскурсии может осуществляться в течение любого дня школьной недели как в рамках образовательного процесса по учебному предмету, так и в рамках организационно-воспитательной работы во внеурочное время, включая шестой школьный день.
  2. Обязательным условием организации образовательной военно-исторической экскурсии является наличие заранее разработанной технологической карты маршрута, где должны быть представлены основные показатели маршрута (протяжённость (км), продолжительность (часы), нитка маршрута, количество посещаемых объектов, возрастная категория и количество участников), содержательная туристско-экскурсионная программа на маршруте, путевая информация о посещаемых военно-исторических объектах маршрута с заданиями (поисковыми, исследовательскими, творческими, интеллектуальными, трудовыми и т.д.), направленными на осмысление, успешное усвоение и закрепление материала, изученного обучающимися в ходе образовательной экскурсии.

         При разработке маршрута образовательной военно-исторической экскурсии туристско-экскурсионные объекты определяются руководителем образовательной экскурсии (педагогическим работником) согласно Перечню знаковых мест и объектов Брестской области, связанных с историей Великой Отечественной войны, рекомендуемых для посещения обучающимися учреждений образования в рамках военно-патриотического воспитания (приложение).

Учитывая сложность тематики образовательной военно-исторической экскурсии, при разработке содержания туристско-экскурсионной программы рекомендуется ограничиваться посещением объектов заявленной тематики с учётом возрастных особенностей обучающихся и включать в однодневный маршрут:

  • не более 2 туристско-экскурсионных объектов для групп обучающихся I образовательной ступени;
  • не более 3 туристско-экскурсионных объектов для групп обучающихся II образовательной ступени;
  • не более 5 туристско-экскурсионных объектов для групп обучающихся III образовательной ступени.
  1. Решение об организации образовательной военно-исторической экскурсии принимается руководителем учреждения образования самостоятельно или по инициативе заинтересованных лиц (педагогов, родительской общественности, обучающихся) и оформляется приказом руководителя учреждения образования, в котором должны быть отражены следующие положения:
  • сроки проведения образовательной экскурсии с указанием маршрута и списка участников;
  • маршрут с указанием военно-исторических объектов посещения в ходе образовательной экскурсии;
  • назначение руководителя образовательной экскурсии;
  • назначение заместителя руководителя образовательной экскурсии (рекомендуется при наличии в списке участников экскурсии более 15 обучающихся).

Руководитель учреждения образования, организующего участие обучающихся в образовательной военно-исторической экскурсии, его заместители:

  • проводят с руководителем и заместителем руководителя образовательной экскурсии целевой инструктаж о соблюдении мер безопасности обучающимися учреждений образования с последующим оформлением в журнале регистрации инструктажа;
  • осуществляют контроль за подготовкой и организацией образовательной экскурсии;
  • при необходимости предварительно обеспечивают официальное согласование маршрута с ведомствами и организациями, принимающими решение о доступе либо ограничении пребывания на территории и объектах, внесённых в маршрут образовательной экскурсии.
  1. Руководителем образовательной военно-исторической экскурсии назначается педагогический работник конкретного учреждения образования, знающий маршрут, имеющий опыт участия и проведения образовательной экскурсии соответствующей тематики.

             Заместитель руководителя образовательной экскурсии назначается из числа педагогических работников или родителей/законных представителей, участвующих в данной экскурсии.

  1. Количество обучающихся в группе определяется руководителем учреждения образования и руководителем образовательной экскурсии исходя из обеспечения безопасности их жизни и здоровья, а также с учётом:
  • возраста обучающихся, принимающих участие в образовательной экскурсии;
  • продолжительности маршрута образовательной экскурсии;
  • сложности маршрута образовательной экскурсии;
  • транспортной логистики, предусмотренной маршрутом образовательной экскурсии;
  • правилами и возможностями субъектов туристской деятельности, включённых в маршрут образовательной экскурсии.
  1. Руководитель образовательной экскурсии несет ответственность за жизнь, здоровье обучающихся при подготовке и проведении экскурсии, а также за качественную реализацию содержания туристско-экскурсионной программы, предусмотренной маршрутом образовательной экскурсии.

Руководитель образовательной военно-исторической экскурсии до начала экскурсии:

  • обеспечивает формирование группы участников экскурсии с учетом интересов, мотивации, интеллектуальных, физических, психологических, возрастных особенностей обучающихся;
  • допускает к участию в образовательной экскурсии обучающихся с письменного разрешения их родителей/законных представителей;
  • проводит обучение и проверку знаний обучающихся, участвующих в образовательной экскурсии, по вопросам безопасного поведения в период следования и в ходе самой экскурсии;
  • оформляет маршрутный лист, проект приказа о проведении образовательной экскурсии;
  • изучает условия проведения образовательной экскурсии, определяет находящиеся на пути организации здравоохранения;
  • подготавливает информационный, иллюстративный и картографический материал по маршруту, график передвижения группы в ходе образовательной экскурсии, план краеведческой, общественно полезной работы и других мероприятий, проводимых группой на маршруте;
  • проверяет наличие у обучающихся справок о состоянии здоровья, формирует аптечку первой медицинской помощи универсальную с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;
  • изучает сложные участки маршрута и продумывает способы их преодоления;
  • согласовывает маршрут и посещение военно-исторических знаковых мест с субъектами туристской деятельности, а при необходимости – с ведомствами и организациями, принимающими решение о доступе либо ограничении пребывания на территории и объектах, внесённых в маршрут образовательной экскурсии;
  • предусматривает вариативные формы организации познавательной деятельности обучающихся при переезде/переходе от одного туристско-экскурсионного объекта к другому, в том числе с использованием информационных буклетов, текстовых и онлайн-путеводителей, поисковых ресурсов сети Интернет и др.
  1. Механизм материального стимулирования и поощрения педагогического работника, выступающего в качестве руководителя (заместителя руководителя) образовательной экскурсии, может быть определён внутренним локальным документом учреждения образования за подписью руководителя учреждения образования.

 

свернуть

Перечень знаковых мест и объектов Брестской области, связанных с историей Великой Отечественной войны, рекомендуемых для посещения обучающимися учреждений образования в рамках военно-патриотического воспитания

Доступен по ссылке

свернуть