Одаренные дети

Методические рекомендации по описанию и оформлению научно-исследовательских работ и организация научно-исследовательской деятельности в школе

Памятка для одаренных учащихся

ПАМЯТКА ДЛЯ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

КАК ПРАВИЛЬНО РАСПРЕДЕЛИТЬ ВРЕМЯ И СИЛЫ

 ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ, ОЛИМПИАД

  1. Быть предельно внимательным. Прослушать и запомнить всю информацию о правилах заполнения бланковой документации. От этой информации вплотную зависит качество и количество ответов, засчитанных правильными.
  2. Полное сосредоточение. Когда все организационные вопросы разрешены и непонятные моменты прояснены надо немедленно забыть об окружающих, перед глазами положить часы, для контроля времени и полностью сосредоточиться на уяснении и выполнении тестового задания. В данной ситуации как никогда уместно «крылатое» выражение: «Торопись, не спеша!».
  3. Задания следует начинать с ответов на лёгкие вопросы. Смысл в том, что как только ученик начинает отвечать на вопросы, не сомневаясь в правильности своих ответов, так как точно знает, что он отвечает правильно, он успокаивается и входит в рабочий ритм. Пропадает нервозность, мозг начинает работать более ясно и чётко в нужном направлении, вся его энергия направляется на постепенное, но более точное и полное выполнение всех тестовых заданий.
  4. Не следует пугаться жёстких временных рамок. Качество ответов не должно «страдать» от кажущейся нехватки времени. Перед тем как окончательно зафиксировать свой ответ, следует дважды прочесть вопрос и для себя убедиться, что он правильно и однозначно понят, на него есть такой же правильный ответ, после этого следует дать этот ответ.
  5. Трудные и непонятные задания следует пропустить. После того как будут найдены ответы на все правильно понятые задания, можно вернуться к ранее непонятым или трудным и поискать верные ответы на них. Если сразу пытаться выполнить всё, то можно «застрять» на непонятных заданиях и не дойти из-за недостатка времени до тех на которые есть полные и ясные, а, главное, правильные ответы
  6. Любое, даже самое понятное задание следует читать до конца. Иначе можно не понять сути заданного вопроса и совершить непоправимые ошибки при выполнении даже самых простейших заданий.
  7. Всегда думать только о точном выполнении текущего задания. Взявшись за выполнение нового задания, немедленно переключится только на него, о старом забыть, о будущем не вспоминать до полного выполнения текущего. И тем более не имеет смысла думать о неправильно выполненном предыдущем задании, если такое событие имело место быть.
  8. Применить метод исключения. С первых секунд можно сразу же исключить те варианты ответов, которые явно не подходят под правильный ответ. Тогда быстрее и проще можно найти верное решение среди оставшихся двух, трёх вариантов, вместо пяти, семи.
  9. Правило второго круга. Желательно весь отведённый для олимпиады бюджет времени поделить на три части. Первые две трети времени потратить на выполнение всех простых и понятных заданий. В оставшуюся треть времени пройти все нерешённые трудные задания по второму кругу, к этому времени многие из них станут более понятными и вполне выполнимыми. Затем «пробежать» глазами все свои ответы, вдруг удастся заметить явные ошибки в своих ответах и успеть их исправить.
  10. Включить интуицию. Иногда при выборе ответа может возникнуть ситуация, при которой ответ на задание интуитивно понятен. На втором круге можно попробовать доверится интуиции. Иногда можно попытаться ответить интуитивно, чем совсем не выполнить задание.
  11. Не впадать в печаль и депрессию, если часть заданий выполнить не удалось. Ты не являешься центром Вселенной и ничего страшного не произойдет, даже если ты займешь последнее место. Ты обязательно добьешься успеха в чем-то другом.

 

свернуть

Психологическая памятка для учителя по работе с одаренными детьми

Психологическая памятка для учителя по работе с одаренными детьми

         1.Работа с одаренным учеником оставит в вашей педагогической деятельности неизгладимый след. Но помните, что это будет испытанием на прочность вашей личности, вашего самоуважения и в очень большой степени вашего терпения. В такой работе расти и меняться должен не только ваш удивительный воспитанник, но и вы сами.

  1. У одаренного ученика, как правило, очень высокая самооценка. Но в то же время именно у таких детей самооценка бывает крайне противоречивой — постоянные переходы от сознания своих особенностей, возможностей до полного самоотрицания. Но одаренному ребенку нужна устойчиво высокая самооценка, именно в ней такой ребенок и черпает силу для своего каждодневного напряженного труда.

Педагог, работающий с этими детьми, должен преодолеть сложившееся бытовое представление о вреде "зазнайства" и не только разрушать такую самооценку, но, наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными возможностями. Важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо.

  1. Уважайте и обсуждайте любую даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учеником.

По выражению Нильса Бора, именно "сумасшедшие" идеи сделали современную физику. Если возрастает количество вопросов, на которые вы не знаете ответа или тратите на их выяснение слишком много времени, то лучше обратитесь к администрации, чтобы этому ученику подобрали другого учителя, иначе у вас будут накапливаться (ведь он у вас не единственный) усталость, нехватка времени, раздражение. Все это приведет к печальному результату: ученик может разочароваться в вас. Вероятно, все, что вы могли сделать - сделано. Ему нужен другой учитель.

  1. Это, конечно, не значит, что одаренным детям нужны только всезнающие учителя, "ходячие энциклопедии". Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать - всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое незнание. Если с достоинством и без "закомплексованности", да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и любой другой подсобной литературой - такой педагог находка для одаренного ребенка.
  2. Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами — не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого, хотя, сразу оговорюсь, одаренные дети - благодарные ученики.
  3. Учитель всегда должен помнить, что одаренному ученику необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, ученик, как ни странно, быстро устанет. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, ребенок никогда не устает. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и самому себе - обязательные составные части успешных уроков.

 Одаренные ученики – трудоголики, особенно когда они увлечены какой-либо идеей. Они способны с головой уходить в интересующую их сферу и полностью игнорировать все, что к ней не относится.

  1. Психологи отмечают, что при своих необычайно высоких способностях одаренные дети часто с трудом приобретают школьные умения и навыки. Школьная или академическая одаренность, ничего общего не имеет с интеллектуальной и тем более творческой одаренностью.

 По-настоящему одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов. Школьные отметки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками и можно разве только в начальных классах. Их можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию оценками почти невозможно. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их "завести". Учитель может пользоваться этой их особенностью.

  1. Все одаренные дети обладают невероятной способностью "поглощать" знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. И учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку.

 Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычно высока. Учитель должен знать: непрерывное самообучение должно стать его собственной устойчивой характеристической чертой.

  1. В соответствии с интересами ученика определяется его творческая тема, требующая от него придумывания, самостоятельного выдвижения идей и их реализации. Работая над увлекающей его идеей, школьник удовлетворит свое любопытство, свой "исследовательский инстинкт".

Научным руководителем темы может быть школьный учитель, так и человек со стороны (например, научный работник). Зная творческую тему ученика, многие преподаватели будут приспосабливать к ней свой предмет.

  1. От учителя одаренных детей больше всего требуются качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальный или даже методический "багаж". Учитель, решившийся на такую самоотверженную работу, достоин уважения и поддержки.

По словам В. Эфроимсона, такая работа возможна только "в коллективе, слитом в единое целое напряженным творческим порывом, группой исключительно даровитых людей, с умами, взволнованными и напряженными, объединенными общей целью и беззаветным руководителем".

Рекомендации учителям по работе с одарёнными детьми

Начальные классы:

  • Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.
  • Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.
  • Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.
  • Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Учителям нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников.

Средняя ступень. Старшая ступень:

  • Создавать ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций.
  • Разрешение и поощрение множества вопросов.
  • Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности.
  • Стимулирование ответственности и независимости.
  • Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.
  • Формировать более разнообразный взгляд на мир.
  • Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых.
  • Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций. Ребенок должен сам их выработать.
  • Не сдерживать инициативу, даже в ущерб урока.
  • Научить прослеживать межпредметные связи.
  • Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.
  • Оказывать поддержку в ситуации успеха.
  • Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей.
  • При взаимодействии с одаренным ребенком учитель должен проявлять чувство юмора.
  • Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком.
  • Педагогу необходимо проявлять настойчивость в работе по развитию определенных способностей ребенка.

Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми

  • Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
  • Быть доброжелательным и чутким;
  • Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
  • Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
  • Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
  • Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
  • Обладать чувством юмора;
  • Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
  • Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
  • Стимулировать когнитивные способности учащихся.
  • У одарённых детей имеются как плюсы, так и минусы.

 Необходимо помнить, что, что негативными сторонами одарённых детей являются следующие качества личности:

  1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
  2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
  3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
  4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
  5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
  6. Стремление всегда быть правым и споре из-за отсутствия конформизма, и способности идти на компромисс.

 7.Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними. Все эти не очень симпатичные черты характера одарённого ребёнка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя.

Не секрет, что, находясь в обычной школе, одарённый ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на себя.

В результате этого происходит изоляция одарённого ученика от остального класса. Перевод в более старший класс на основании знания программы ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких связей в новом классе. В результате многие одарённые дети в школе чувствуют себя изгоями. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одарённых. Поэтому с одарённым ребенком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу, где учатся такие же, как и он сам, одаренные дети.

свернуть

Рекомендации родителям одаренных детей

Рекомендации родителям одаренных детей

         Одаренные дети – дети, обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности.

Широко распространено мнение о том, что одаренные дети, обладая большими способностями, могут добиваться всего сами. Это не всегда так!

В зависимости от возраста ребенка выделяют три категории одаренности:

1.Дети, выделяющиеся необычно быстрым темпом умственного развития, высоким уровнем интеллекта в целом (такие дети относительно чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрастах).

 2.Дети с обычным интеллектом, но резко выделяющиеся в определенных видах занятий (например, в математике или какой-нибудь другой области науки). Такие дети могут обнаруживаться в подростковом возрасте.

  1. Дети, которые пока не достигают успехов в каких-либо видах учения или творческих занятий, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью суждений, незаурядными умственными резервами. Это случаи, когда можно говорить о потенциальной, или «скрытой», одаренности. Умственные возможности таких учащихся нередко раскрываются уже в старшем школьном возрасте.

Особенности, которые можно заметить у Вашего ребенка:

1.Интеллектуальный тип. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, склонны к философскому осмыслению материала. Для них характерен высокий интеллект, развитый ум, благодаря которому они легко усваивают разные предметы. Они умеют самостоятельно получать знания и сами читают дополнительную литературу.

2.Академический тип. Дети данного типа также отличаются высоким интеллектом, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще учиться. К числу академически одаренных учащихся часто относятся медалисты.

3.Художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует, однако, есть и ребята лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.

4.Креативный тип. Выражается в нестандартности мышления, непохожем на других взгляде на мир. Нежелание этих детей идти «в ногу» со всеми остальными и является основой их одаренности, на которой и строится их нестандартное видение мира. Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.

            5.Лидерская или социальная одаренность характерна для детей, обладающих способностью понимать других людей, строить с ними отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

  1. Психомоторная или спортивная одаренность. Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.

Если Вы заметили у Вашего ребенка признаки одаренности

Во-первых, не ограничивайте ребенка школьными рамками, а развивайте его интересы и ставьте перед ним новые, увлекательные задачи.

Во-вторых, Вам следует уделить специальное внимание проблеме развития и воспитания своего одаренного ребенка, искать информацию, как в литературе, так и в общении с другими родителями и специалистами.

В-третьих, постарайтесь посвятить неделю тщательному наблюдению за ребенком, за его интересами и ежедневными занятиями. Это поможет определить направления, в которые лучше всего вкладывать время и силы. Пусть любознательность ребенка поможет Вам определить, какие интересы Вы должны развивать и какие задачи ставить. Дневниковые записи в течение недели могут обнаружить перегруженность ребенка регламентированными занятиями, так что на размышление или импровизированные мероприятия у него вовсе не остается времени. Если это так, возможно, Вам стоит пересмотреть мотивацию ребенка в занятии тем или иным делом. Более всего, ребенок хочет радовать Вас и быть любимым Вами, поэтому часто занимается чем-то, чтобы доставить Вам удовольствие.

С этих позиций следует помнить о том, что ребенку необходимо действительно свободное время. Просто помечтать или «поболтаться» может быть для ребенка полезной сменой темпа.

В-четвертых, Вам следует рассмотреть три фактора, способствующих отличным достижениям: способности, возможности и индивидуальность. Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой или математической легкости, или к художественному творчеству являются одним из параметров одаренности.

Выдающиеся способности одаренного ребенка должны быть восприняты и оценены окружающими людьми.

свернуть