Одаренные дети

План мероприятий по реализации программы «Одаренные дети» на 2023/2024 учебный год

План мероприятий по реализации программы

«Одаренные дети»

на 2023/2024 учебный год

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

 

Организационно-практический этап

1.      

Выявление одаренных учащихся, изучение психологических особенностей ( III-XI классов)

октябрь-ноябрь

Педагог-психолог

Калиева Н.В.

 

2.      

Внедрение в образовательный процесс прогрессивных методов, форм, педагогических технологий

в течение года

председатели методических

объединений, педагоги

 

3.

Обеспечение условий для систематического повышения педагогического мастерства учителей через самообразование, курсы повышения квалификации

в течение года согласно графику

Жулего С.А., председатели методических объединений

 

4.

Проведение мастер-классов творчески работающих учителей (по отдельному плану)

в течение года

Жулего С.А., председатели методических объединений

 

5.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций по работе с одаренными и высокомотивированными учащимися

октябрь,

январь,

март

Педагог-психолог

Калиева Н.В.

 

6.

Изучение сферы интересов и склонностей  (VII-IX классов)

март-апрель

Педагог-психолог

Калиева Н.В.

 

7.

Обеспечение условий для развития творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности

в течение года

Мельникова О.М.,

Коновчук С.П.

 

8.

Организация работы учащихся в школьном научном обществе «Спектр»

в течение года

Климахович И.Ф.

 

9.

Участие учащихся в I, II и III этапах республиканской олимпиады по учебным предметам

октябрь,

ноябрь,

январь

Жулего С.А., председатели

методических объединений, учителя-предметники

 

10.

Участие учащихся в дистанционных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах:

 

  «Журавлик» (русский язык и литература);

«Ориончик» (астрономия);

«Зубренок» (физика);

«Синица» (биология);

«Кенгуру» (математика)

«Лингвистенок» (иностранные языки);

«Глобусенок» (география);

«Инфомышка» (информатика;

«Пчелка» (природоведение);

«Белка» (химия);

«Буслiк» (белорусский язык и литература);

«Кентаврик» (история);

«Олимпионок» (физкультура).

в течение года согласно плану учебно-методического кабинета

Климахович И.Ф., председатели методических объединений, учителя-предметники

 

11.

Участие в городских конкурсах и фестивалях, посвященных развитию лидерских качеств

в течение года

Коновчук С.П., педагог-организатор

 

12.

Элементы тренинговых занятий, направленные на снятие психологического напряжения (IV-XI классы)

  • «Как бороться со стрессом?
  • «Стресс и пути его преодоления»
  • Упражнения на развитие эмоциональной устойчивости

 

 

 

 

март- май

Педагог-психолог

Калиева Н.В.

 

 

13.

Организация и проведение школьных конкурсов чтецов, проектов, творческих и исследовательских работ, выставок, рисунков, фестивалей

сентябрь-май

Климахович И.Ф.,

Коновчук С.П.

 

14.

Проведение предметных недель

 

в течение года согласно годовому плану

Председатели методических

объединений, учителя

 

15.

Организация и проведение исследований по выбранным темам

сентябрь-август

Бурдина И.В.,

учителя

 

16.

Проведение Дней здоровья и спорта

в течение года согласно плану

Коновчук С.П., Андрейчук С.И., учителя физической культуры и здоровья

 

17.

Участие в районных и городских спортивных соревнованиях, круглогодичной спартакиаде школьников (по графику)

сентябрь-май

Коновчук С.П., Андрейчук С.И., учителя физической культуры и здоровья

 

18.

Участие в городских, областных республиканских акциях воспитательной направленности

сентябрь-май

Коновчук С.П.,

Жук Р.В.

 

19.

Проведение классных часов по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни

в течение года согласно индивидуальному плану работы классного руководителя

Коновчук С.П.,

классные руководители

 

20.

Размещение достижений учащихся на сайте учреждения образования, информационных стендах

в течение года

Жулего С.А., Климахович И.Ф.

 

 

21.

Беседа «Как преодолеть стресс?»  (IX-XI классы)

апрель-май

Педагог-психолог

Калиева Н.В.

 

22.

Проведение общешкольного праздника «Звездный Олимп»

май

Жулего С.А., Климахович И.Ф.

 

23.

Формирование и своевременное пополнение базы данных одаренных детей

в течение года

Жулего С.А.,

Климахович И.Ф..

 

24.

Социально-психологическое сопровождение одарённых детей

в течение года

Педагог-психолог

Калиева Н.В.

 

25.

Организация психолого- педагогического просвещения родителей высокомотивированных и одарённых детей

в течение года

Коновчук С.П., Калиева Н.В.,

классные руководители

 

26.

Информирование родителей высокомотивированных и одаренных учащихся о результатах достижений

в течение года

Коновчук С.П.,

классные руководители

 

27.

Привлечение родителей к подготовке школьных мероприятий различного направления

в течение года

Коновчук С.П.,

классные руководители

 

28.

Сбор, анализ и систематизация материалов по работе с одарёнными детьми

в течение года

Жулего С.А.,

Климахович И.Ф.

 

29.

Обновление информации банка данных одаренных детей

в течение года

Жулего С.А.

 

 

   30.

Консультирование педагогов по запросу

В течение года

Педагог-психолог

Калиева Н.В.

 

31.

Рекомендации учителям по работе с одаренными детьми

В течение года

Педагог-психолог

Калиева Н.В.

 

32.

Тематические консультации для родителей

  • «Детская одаренность. Пути развития способностей младших школьников»
  • «Особенности подросткового возраста»
  • Беседа с родителями на темы: «Конфликты одаренных детей и подростков» (VIII класс)

«Общение родителей с детьми»

( IX-XI классы)

  • «Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности»        

 

 

 

декабрь

 

февраль

 

март-

апрель

 

 

 

январь

Педагог-психолог

Калиева Н.В.

 

33.

Мониторинг результативности участия школьников в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, исследовательских конференциях

декабрь, май

Жулего С.А.

 

34.

Тематические консультации для педагогов:

  • «Основные представления об одаренности»
  • «Как правильно организовать работу с одаренными детьми?»     
  • «Работа классного руководителя по развитию и поддержке интеллектуально-творческих способностей учащихся»
  • «Трудности одаренных детей»

 

 

декабрь

 

ноябрь

 

 

февраль

 

 

 

май

Педагог-психолог

Калиева Н.В.

 

35.

Организация контроля за реализацией программы «Одаренные дети»

сентябрь-май

Жулего С.А.

 

 

свернуть

План работы  школьного научного общества «Спектр»

Цель: создание условий для выявления интеллектуальных ресурсов школы и достижение максимального уровня развития творческих способностей учащихся.

Задачи:

  1. Выявление и поддержка одаренных и высокомотивированных детей, повышение их активности в олимпиадном движении, в исследовательской деятельности, в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях;
  2. Организовывать исследовательскую и проектную деятельности учащихся с целью повышения качества обучения;
  3. Создавать условия для формирования у учащихся современных ключевых компетенций.

 

 

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Примечание

1

Ознакомление с нормативными правовыми документами. Формирование состава НОУ. Составление плана работы НОУ.

до 10.09.2022

Жулего С.А.

Климахович И.Ф.

 

2

Диагностика детской одаренности

 

октябрь

Калиева Н.В.

 

3

Заседание НОУ №1.

Направление работы школьного научного общества в 2023/2024 учебном году

1. Составление списка участников НОУ в новом учебном году.

2. Работа над  темами для написания исследовательских проектов.

сентябрь

Климахович И.Ф., председатели УМО

 

4

Организация индивидуальной работы учителей с учащимися (по подготовке к олимпиадам, конкурсам исследовательских работ и др.)

в течение года

Жулего С.А.

Коновчук С.П.,

Мельникова О.М., Герасевич И.Ф.

 

5

Организация и проведение школьной конференции исследовательского характера для учащихся VIII-XI классов «С наукой в будущее»

октябрь

Жулего С.А.,

Климахович И.Ф.

 

6

Заседание НОУ №2.

Использование информационных ресурсов сети Интернет при организации научно-исследовательской работы

1. Оформление исследовательских работ

2. Участие в олимпиадах по предметам, творческих конкурсах

 

декабрь

Жулего С.А.,

 

Климахович И.Ф

 

7

Организация и проведение школьной конференции исследовательского характера для учащихся III классов «Я – исследователь»

 

январь

Герасевич И.Ф., Антипорук Н.А.

 

8

Коррекционно-развивающая работа с интеллектуально-одарёнными учащимися

в течение года

Жулего С.А.,Калиева Н.В

председатели УМО

 

9

Организация и проведение школьного тура конкурса чтецов

февраль

Жулего С.А

Таркина Л.А.

 

10

Заседание НОУ №3.

Исследовательская деятельность как средство развития одаренности

1. Применение новых педагогических технологий, способствующих интенсивному развитию творческих способностей учащихся.

2. Роль речевых умений в представлении научной работы.

 

март

Жулего С.А.,

Климахович И.Ф.

 

11

Участие в районных, городских, республиканских и международных интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях

 

 

в течение года

Жулего С.А.

председатели УМО

 

13

Заседание НОУ №4.

1. Об итогах работы школьного научного общества в 2023/2024 учебном году

2. Оформление выставки научно-исследовательских работ учащихся

май

Жулего С.А.

Климахович И.Ф.

 

14

Организация встреч с представителями ВУЗов и наукоемких предприятий

 

в течение года

Жулего С. А.

руководители МО

 

15

Фестиваль научных открытий и творческих идей учащихся «Звездный олимп»

май

Жулего С.А.,

Климахович И.Ф.

МО

 

 

 

свернуть

Методические рекомендации по описанию и оформлению научно-исследовательских работ и организация научно-исследовательской деятельности в школе

Памятка для одаренных учащихся

ПАМЯТКА ДЛЯ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

КАК ПРАВИЛЬНО РАСПРЕДЕЛИТЬ ВРЕМЯ И СИЛЫ

 ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ, ОЛИМПИАД

  1. Быть предельно внимательным. Прослушать и запомнить всю информацию о правилах заполнения бланковой документации. От этой информации вплотную зависит качество и количество ответов, засчитанных правильными.
  2. Полное сосредоточение. Когда все организационные вопросы разрешены и непонятные моменты прояснены надо немедленно забыть об окружающих, перед глазами положить часы, для контроля времени и полностью сосредоточиться на уяснении и выполнении тестового задания. В данной ситуации как никогда уместно «крылатое» выражение: «Торопись, не спеша!».
  3. Задания следует начинать с ответов на лёгкие вопросы. Смысл в том, что как только ученик начинает отвечать на вопросы, не сомневаясь в правильности своих ответов, так как точно знает, что он отвечает правильно, он успокаивается и входит в рабочий ритм. Пропадает нервозность, мозг начинает работать более ясно и чётко в нужном направлении, вся его энергия направляется на постепенное, но более точное и полное выполнение всех тестовых заданий.
  4. Не следует пугаться жёстких временных рамок. Качество ответов не должно «страдать» от кажущейся нехватки времени. Перед тем как окончательно зафиксировать свой ответ, следует дважды прочесть вопрос и для себя убедиться, что он правильно и однозначно понят, на него есть такой же правильный ответ, после этого следует дать этот ответ.
  5. Трудные и непонятные задания следует пропустить. После того как будут найдены ответы на все правильно понятые задания, можно вернуться к ранее непонятым или трудным и поискать верные ответы на них. Если сразу пытаться выполнить всё, то можно «застрять» на непонятных заданиях и не дойти из-за недостатка времени до тех на которые есть полные и ясные, а, главное, правильные ответы
  6. Любое, даже самое понятное задание следует читать до конца. Иначе можно не понять сути заданного вопроса и совершить непоправимые ошибки при выполнении даже самых простейших заданий.
  7. Всегда думать только о точном выполнении текущего задания. Взявшись за выполнение нового задания, немедленно переключится только на него, о старом забыть, о будущем не вспоминать до полного выполнения текущего. И тем более не имеет смысла думать о неправильно выполненном предыдущем задании, если такое событие имело место быть.
  8. Применить метод исключения. С первых секунд можно сразу же исключить те варианты ответов, которые явно не подходят под правильный ответ. Тогда быстрее и проще можно найти верное решение среди оставшихся двух, трёх вариантов, вместо пяти, семи.
  9. Правило второго круга. Желательно весь отведённый для олимпиады бюджет времени поделить на три части. Первые две трети времени потратить на выполнение всех простых и понятных заданий. В оставшуюся треть времени пройти все нерешённые трудные задания по второму кругу, к этому времени многие из них станут более понятными и вполне выполнимыми. Затем «пробежать» глазами все свои ответы, вдруг удастся заметить явные ошибки в своих ответах и успеть их исправить.
  10. Включить интуицию. Иногда при выборе ответа может возникнуть ситуация, при которой ответ на задание интуитивно понятен. На втором круге можно попробовать доверится интуиции. Иногда можно попытаться ответить интуитивно, чем совсем не выполнить задание.
  11. Не впадать в печаль и депрессию, если часть заданий выполнить не удалось. Ты не являешься центром Вселенной и ничего страшного не произойдет, даже если ты займешь последнее место. Ты обязательно добьешься успеха в чем-то другом.

 

свернуть

Психологическая памятка для учителя по работе с одаренными детьми

Психологическая памятка для учителя по работе с одаренными детьми

         1.Работа с одаренным учеником оставит в вашей педагогической деятельности неизгладимый след. Но помните, что это будет испытанием на прочность вашей личности, вашего самоуважения и в очень большой степени вашего терпения. В такой работе расти и меняться должен не только ваш удивительный воспитанник, но и вы сами.

  1. У одаренного ученика, как правило, очень высокая самооценка. Но в то же время именно у таких детей самооценка бывает крайне противоречивой — постоянные переходы от сознания своих особенностей, возможностей до полного самоотрицания. Но одаренному ребенку нужна устойчиво высокая самооценка, именно в ней такой ребенок и черпает силу для своего каждодневного напряженного труда.

Педагог, работающий с этими детьми, должен преодолеть сложившееся бытовое представление о вреде "зазнайства" и не только разрушать такую самооценку, но, наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными возможностями. Важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо.

  1. Уважайте и обсуждайте любую даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учеником.

По выражению Нильса Бора, именно "сумасшедшие" идеи сделали современную физику. Если возрастает количество вопросов, на которые вы не знаете ответа или тратите на их выяснение слишком много времени, то лучше обратитесь к администрации, чтобы этому ученику подобрали другого учителя, иначе у вас будут накапливаться (ведь он у вас не единственный) усталость, нехватка времени, раздражение. Все это приведет к печальному результату: ученик может разочароваться в вас. Вероятно, все, что вы могли сделать - сделано. Ему нужен другой учитель.

  1. Это, конечно, не значит, что одаренным детям нужны только всезнающие учителя, "ходячие энциклопедии". Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать - всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое незнание. Если с достоинством и без "закомплексованности", да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и любой другой подсобной литературой - такой педагог находка для одаренного ребенка.
  2. Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами — не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого, хотя, сразу оговорюсь, одаренные дети - благодарные ученики.
  3. Учитель всегда должен помнить, что одаренному ученику необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, ученик, как ни странно, быстро устанет. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, ребенок никогда не устает. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и самому себе - обязательные составные части успешных уроков.

 Одаренные ученики – трудоголики, особенно когда они увлечены какой-либо идеей. Они способны с головой уходить в интересующую их сферу и полностью игнорировать все, что к ней не относится.

  1. Психологи отмечают, что при своих необычайно высоких способностях одаренные дети часто с трудом приобретают школьные умения и навыки. Школьная или академическая одаренность, ничего общего не имеет с интеллектуальной и тем более творческой одаренностью.

 По-настоящему одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов. Школьные отметки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками и можно разве только в начальных классах. Их можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию оценками почти невозможно. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их "завести". Учитель может пользоваться этой их особенностью.

  1. Все одаренные дети обладают невероятной способностью "поглощать" знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. И учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку.

 Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычно высока. Учитель должен знать: непрерывное самообучение должно стать его собственной устойчивой характеристической чертой.

  1. В соответствии с интересами ученика определяется его творческая тема, требующая от него придумывания, самостоятельного выдвижения идей и их реализации. Работая над увлекающей его идеей, школьник удовлетворит свое любопытство, свой "исследовательский инстинкт".

Научным руководителем темы может быть школьный учитель, так и человек со стороны (например, научный работник). Зная творческую тему ученика, многие преподаватели будут приспосабливать к ней свой предмет.

  1. От учителя одаренных детей больше всего требуются качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальный или даже методический "багаж". Учитель, решившийся на такую самоотверженную работу, достоин уважения и поддержки.

По словам В. Эфроимсона, такая работа возможна только "в коллективе, слитом в единое целое напряженным творческим порывом, группой исключительно даровитых людей, с умами, взволнованными и напряженными, объединенными общей целью и беззаветным руководителем".

Рекомендации учителям по работе с одарёнными детьми

Начальные классы:

  • Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.
  • Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.
  • Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.
  • Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Учителям нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников.

Средняя ступень. Старшая ступень:

  • Создавать ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций.
  • Разрешение и поощрение множества вопросов.
  • Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности.
  • Стимулирование ответственности и независимости.
  • Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.
  • Формировать более разнообразный взгляд на мир.
  • Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых.
  • Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций. Ребенок должен сам их выработать.
  • Не сдерживать инициативу, даже в ущерб урока.
  • Научить прослеживать межпредметные связи.
  • Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.
  • Оказывать поддержку в ситуации успеха.
  • Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей.
  • При взаимодействии с одаренным ребенком учитель должен проявлять чувство юмора.
  • Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком.
  • Педагогу необходимо проявлять настойчивость в работе по развитию определенных способностей ребенка.

Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми

  • Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
  • Быть доброжелательным и чутким;
  • Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
  • Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
  • Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
  • Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
  • Обладать чувством юмора;
  • Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
  • Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
  • Стимулировать когнитивные способности учащихся.
  • У одарённых детей имеются как плюсы, так и минусы.

 Необходимо помнить, что, что негативными сторонами одарённых детей являются следующие качества личности:

  1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
  2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
  3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
  4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
  5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
  6. Стремление всегда быть правым и споре из-за отсутствия конформизма, и способности идти на компромисс.

 7.Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними. Все эти не очень симпатичные черты характера одарённого ребёнка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя.

Не секрет, что, находясь в обычной школе, одарённый ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на себя.

В результате этого происходит изоляция одарённого ученика от остального класса. Перевод в более старший класс на основании знания программы ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких связей в новом классе. В результате многие одарённые дети в школе чувствуют себя изгоями. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одарённых. Поэтому с одарённым ребенком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу, где учатся такие же, как и он сам, одаренные дети.

свернуть

Программа «Одаренные дети» на 2019-2024 годы Государственного учреждения образования «Средняя школа № 31 г.Бреста»

Общая характеристика программы

 

Программа «Одаренные дети» на 2019 – 2024 годы разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 7 декабря 2009 «ОБ основах государственной молодежной политики» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., №300, 2/1617), а также Постановлением Совета Министров Республики Беларусь (28 марта 2016 г. №250) «Об утверждении Государственной программы «Образование и молодежная политика на 2016 – 2020 годы».

Программа определяет основные направления образования обучающихся и содержит План мероприятий по ее реализации.

В Программе используются основные термины в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании.

Исполнителями Программы являются педагогический коллектив государственного учреждения образования «Средняя школа №31 г.Бреста», обучающиеся, их законные представители.

Программа предоставляет субъектам образовательного процесса возможность выбора форм и методов, предполагает творческий подход педагогических работников к ее реализации с учетом интересов, потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся.

 

Актуальность проблемы

 

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?

Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

В школе должны быть свои традиции.

Школа должна давать современное образование.

В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.

Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:

между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в учреждении образования;

между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;

между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей (законных представителей).

Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.

В государственном учреждении образования «Средняя школа №31 г.Бреста» одним из приоритетных направлений деятельности является развитие творческих способностей обучающихся. Анализ участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, исследовательских конференциях различного уровня показывает, что в коллективе имеется категория одаренных детей, их количество ежегодно увеличивается. Кроме того, в коллективе имеется большая группа высококвалифицированных педагогов, которые способны организовать эффективную работу по развитию творческих способностей обучающихся и добиваться высоких результатов.

С целью развития творческих способностей учащихся в образовательном процессе педагоги:

используют деятельностный тип обучения, обучают самооценке, самоанализу, самоконтролю, развивают творческие способности путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;

применяют дифференцированный и индивидуальный подход;

проводят нестандартные уроки, организуют работу с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;

используют возможности внеклассной работы по предметам (участие детей в олимпиадах, викторинах, конкурсах, соревнованиях и т.д.), возможности дополнительного образования;

организуют выставки творческих работ одаренных детей, конкурсы художественной самодеятельности, спортивные соревнования между классами;

организовано психолого-педагогическое сопровождение и поддержка одаренных и высокомотивированных учащихся, системное диагностирование психологом.

Вместе с тем, как отмечалось на педагогических советах, возможности и способности высокомотивированных учащихся не всегда в полной мере удается реализовать, недостаточную помощь в работе с одаренными учащимися оказывает учителям педагог-психолог.

Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива учреждения образования, законных представителей обучающихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности учреждения образования.

Реализация программы «Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.

Профессионализм и ответственность, забота педагогического коллектива о будущем детей являются гарантом реализации программы.

 

Концепция работы с одаренными детьми

 

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива школы. Основной акцент сделан на то, что выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Ни одна из форм работы не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

Главная идея, положенная в основу концепции – создание современной образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности.

Стратегическая цель – образовательный процесс должен быть направлена на освоение современных компетентностей, отвечающих индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания образования, условиям развития школы в целом, в процессе создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала участников образовательного процесса.

 

Общая характеристика одаренности

 

Настоящая Программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как личности, способной реализовать свои индивидуальные запросы, решать проблемы общества. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый обучающийся сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить на уроке «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

Проблемы одарённости изучали психологи: Матюшкин А.М. в работе «Концепция творческой одарённости», Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье «Творческая одарённость в развитии познавательных структур», Юркович В.С. в «Проблемах диагноза и прогноза одарённости в работе практического психолога».

В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга, прежде всего, способностями к учению, т. е. одарённостью. Так что же такое одарённость?

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одним из признаков одаренности является способность к творчеству, к созиданию.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);

развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный возраст);

познавательная деятельность, направленная    на проведение научного исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст).

Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.

Различают следующие виды одарённости:

интеллектуальная – связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребёнок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;

академическая – проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребёнок отличается глубиной, лёгкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;

творческая одарённость (креативность) – способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребёнок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения;

художественная – является разновидностью творческой одарённости, её следствия – высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Художественно одарённый ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей;

социальная – успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берёт на себя инициативу, становится лидером, организатором;

психомоторная – тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребёнок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Таким образом, многогранность и сложность явления одарённости определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одарёнными детьми. Одарённым детям, независимо от области проявления одарённости, свойственны:

уровень развития способностей;

высокая степень обучаемости;

творческие проявления (креативность);

мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одарённости ребенка.

Сущность понятия «детская одарённость» можно выразить формулой: мотивация + интеллект + креативность = детская одарённость.

Модель одарённого ребенка

личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;

личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять проектную деятельность, проводить исследования;

личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

 

Цель и задачи программы

 

Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития индивидуальных задатков одаренных детей, для максимально полной реализации их творческих способностей.

Задачи:

обеспечить условия всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально- творческие мероприятия разного уровня;

использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

 

формировать устойчивую мотивацию на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулировать познавательный интерес;

учитывать индивидуальность каждого обучающегося, вырабатывать его индивидуальную траекторию развития, способствовать раскрытию творческого потенциала;

обеспечить информационно-методическое и программное сопровождение, кадровые условия для работы с одаренными детьми.

поддерживать совместно с законными представителями талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;

оказывать социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь обучающимся.

 

Принципы работы

 

  1. Важнейший принцип работы – ориентация на дифференциацию образовательного процесса, обновление методов обучения, использование образовательных технологий. Это выражается в замене традиционных методов обучения диалоговыми формами общения учитель-ученик, ученик-ученик, при работе в микрогруппах, в использовании ИКТ, технологии разноуровневого обучения, проектной деятельности.
  2. Принцип целостности образования – под целостностью образования понимается единство процессов развития, обучения, воспитания обучающихся, адекватность педагогических технологий задачам обучения.
  3. Принцип индивидуализации – подразумевающий всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе индивидуальных траекторий развития и обучения.
  4. Принцип вариативности. Данный принцип предполагает гибкое сочетание обязательных базовых и профильных предметов, факультативных и стимулирующих занятий, дополнительного образования, позволяющих обучающемуся раскрыть и развить склонностями и способностями, с учетом его возрастных особенностей и уровня развития.
  5. Принцип развивающего обучения – развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития ребенка и способствует ускорению развития.
  6. Принцип обновления содержания и методов обучения – использование эффективных образовательных технологий, внедрение в практику инноваций.

 

Основные направления работы

 

Основными направлениями работы педагогического коллектива являются:

диагностика как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало;

создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей;

развитие творческих способностей учащихся;

стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

 

Стратегия работы с одаренными детьми

 

  1. Диагностика
  2. Изучение работы учащихся на уроке путем посещения учебных занятий.
  3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.
  4. Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования.
  5. Создание банка одаренных детей.
  6. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей
  7. Организация консультативной помощи одаренным и высокомотивированным учащимся.
  8. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области деятельности.
  9. Знакомство обучающихся с новинками литературы. Организация помощи в подборе литературы для изучения.
  10. Привлечение творческих учителей, родителей, работников культуры для развития творческих способностей учащихся.
  11. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности высокомотивированных учащихся.
  12. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.
  13. Эффективное использование факультативных стимулирующих занятий для организации помощи одаренным учащимся.
  • Развитие творческих способностей учащихся
  1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, исследовательских конференциях.
  2. Организация работы в учреждении образования разнообразных по тематике факультативных занятий, объединений по интересам.
  3. Вовлечение высокомотивированных учащихся в проведение предметных недель, внеклассных мероприятий.
  4. Стимулирование дальнейшей творческой деятельности
  5. Создание постоянных стендов, отражающих успехи учебной деятельности высокомотивированных учащихся.
  6. Публичное поощрение достижений учащихся (линейки, праздники).
  7. Отправление благодарственных писем законным представителям учащихся.

 

Формы работы с одаренными детьми

 

Основными формами работы с одаренными детьми являются:

индивидуальный  подход   на    уроках, использование  в     практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных уроков;

стимулирующие занятия с одаренными обучающимися, организация индивидуальной помощи;

подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, консультации по возникшим проблемам;

участие в олимпиадах по учебным предметам, конкурсах, соревнованиях, исследовательских конференциях;

психологические консультации, тренинги, тестирование;

использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры, электронная энциклопедия).

 

Кадровое обеспечение программы

 

  1. Определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми.
  2. Повышение квалификации педагогов на разных уровнях.
  3. Оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам.
  4. Создание условий для отработки и применения активных форм, методов, прогрессивных педагогических технологий.
  5. Мониторинг достижений учащихся.

 

Этапы реализации

 

Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет: с 2019 по 2024 годы.

Первый этап – диагностико-организационный – предполагается реализовать в 2019-2020 учебном году. Он включает в себя:

создание нормативной правовой базы;

укрепление материально-технической базы;

создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;

изучение контингента обучающихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;

отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности.

Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2020-2024 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:

отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;

отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;

методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;

отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;

систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;

пополнение   и   обновление   банка   данных «Одаренные дети», методических материалов, диагностических методик;

психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.

Третий этапитогово-аналитический (2024 год). Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов.

сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;

мониторинг личных достижений обучающихся;

анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;

создание системы работы с одаренными детьми на I, II и III ступенях общего среднего образования;

определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

 

Риски и ограничения

 

При реализации программы могут возникнуть следующие образовательные и социальные риски:

неправильное или неадекватное выявление одарённости ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, а проявления истинной одарённости снизятся;

рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одарёнными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одарённые дети, чью одарённость в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одарённых;

в результате неправильных действий в рамках программы «Одарённые дети» может произойти снижение социального престижа и значимости данной работы среди родителей, педагогов и учащихся школы.

 

 

Ожидаемые результаты

 

  1. Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  2. Создание образовательной среды, способствующей успешности ученика через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.
  3. Повышение качества образования обучающихся в целом.
  4. Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, исследовательских конференций, соревнований различного уровня.
  5. Творческая самореализация выпускника школы.
  6. Повышение ИКТ-компетентности педагогов и обучающихся.
  7. Развитие потенциала учителя в части компетентного выявления и сопровождения одарённых детей.

 

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Диагностико-организационный этап

1.

Инструктивно-методическое совещание. Знакомство с Программой «Одаренные дети»

январь 2019

Данилюк И.Е.

2.

Диагностика склонностей учащихся

март-май 2019

Жаден С.П.

педагог-психолог

3.

Изучение нормативных правовых актов, документов, регламентирующих работу с одаренными и высокомотивированными учащимися

май-август 2019

Данилюк И.Е.

4.

Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися за 2018/2019 учебный год

май-июнь 2019

Данилюк И.Е.

5.

Мониторинг участия и результативности учащихся в олимпиадном движении, конкурсах, соревнованиях, конференциях в 2018/2019 учебном году

май-июнь 2019

Данилюк И.Е.

6.

Корректировка Программы «Одаренные дети»

июнь-август 2019

Данилюк И.Е.

7.

Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися

апрель-август 2019

Хлопова Г.С

8.

Инструктивно-методическое совещание по организации работы по реализации Программы «Одаренные дети»

сентябрь 2019

Данилюк И.Е.

9.

Координация действий учителей, работающих с одарёнными обучающимися

сентябрь 2019

Данилюк И.Е.

Организационно-практический этап (2019-2024 гг.)

10.

Внедрение в образовательный процесс прогрессивных методов, форм, педагогических технологий

постоянно

Руководители методических объединений, педагоги

11.

Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными и высокомотивированными детьми (по отдельному плану)

ежегодно

Данилюк И.Е.

12.

Обеспечение условий для систематического повышения педагогического мастерства учителей через самообразование, курсы повышения квалификации

постоянно

Данилюк И.Е., руководители методических объединений

13.

Проведение мастер-классов творчески работающих учителей (по отдельному плану)

ежегодно

Данилюк И.Е., руководители методических объединений

14.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций по работе с одаренными и высокомотивированными учащимися

постоянно

Педагог-психолог

15.

Обеспечение условий для развития творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности

постоянно

Мельникова О.М.,

Коновчук С.П.

16.

Организация работы учащихся в школьном научном обществе «Спектр»

постоянно

Бурдина И.В.

17.

Участие учащихся в I, II и III этапах республиканской олимпиады по учебным предметам

ежегодно

Данилюк И.Е., руководители методических объединений, учителя

18.

Участие учащихся в дистанционных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах

постоянно

Бурдина И.В., руководители методических объединений, учителя

19.

Участие в городских конкурсах и фестивалях, посвященных развитию лидерских качеств

постоянно

Коновчук С.П., педагог-организатор

20.

Организация и проведение школьных конкурсов чтецов, проектов, творческих и исследовательских работ, выставок, рисунков, фестивалей

постоянно

Бурдина И.В.,

Коновчук С.П.

21.

Проведение предметных недель

 

ежегодно

Руководители методических объединений, учителя

22.

Организация и проведение исследований по выбранным темам

ежегодно

Бурдина И.В.,

учителя

23.

Проведение Дней здоровья и спорта

ежемесячно

Коновчук С.П., Андрейчук С.И., учителя физической культуры и здоровья

24.

Участие в районных и городских спортивных соревнованиях, круглогодичной спартакиаде школьников (по графику)

постоянно

Коновчук С.П., Андрейчук С.И., учителя физической культуры и здоровья

25.

Участие в городских, областных республиканских акциях воспитательной направленности

постоянно

Коновчук С.П.,

педагог-организатор

26.

Проведение классных часов по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни

постоянно

Коновчук С.П.,

классные руководители

27.

Размещение достижений учащихся на сайте учреждения образования, информационных стендах

постоянно

Данилюк И.Е., Бурдина И.В.

 

28.

Проведение общешкольного праздника «Олимп успеха»

май, ежегодно

Данилюк И.Е., Бурдина И.В.

29.

Формирование и своевременное пополнение базы данных одаренных детей

постоянно

Данилюк И.Е., Бурдина И.В.

30.

Социально-психологическое сопровождение одарённых детей

постоянно

педагог-психолог, педагог социальный

31.

Организация психолого- педагогического просвещения родителей высокомотивированных и одарённых детей

постоянно

Коновчук С.П., педагог-психолог,

классные руководители

32.

Информирование родителей высокомотивированных и одаренных учащихся о результатах достижений

постоянно

Коновчук С.П.,

классные руководители

33.

Привлечение родителей к подготовке школьных мероприятий различного направления

постоянно

Коновчук С.П.,

классные руководители

34.

Сбор, анализ и систематизация материалов по работе с одарёнными детьми

ежегодно

Данилюк И.Е., Бурдина И.В.

35.

Обновление информации банка данных одаренных детей

постоянно

Данилюк И.Е.

36.

Мониторинг результативности участия школьников в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, исследовательских конференциях

декабрь, май, ежегодно

Данилюк И.Е.

37.

Организация контроля за реализацией программы «Одаренные дети»

ежегодно

Данилюк И.Е.

Итогово-аналитический

38.

Анализ и обобщение результатов выполнения программы «Одаренные дети»

май-июнь 2024

Данилюк И.Е.

39.

Анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми

май-июнь 2024

Данилюк И.Е.

40.

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми

сентябрь-декабрь 2024

Данилюк И.Е., Герасевич И.Ф., Мельникова О.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План мероприятий по реализации программы

на 2022-2023 учебный год

 

Организационно-практический этап 2022

10.

Внедрение в образовательный процесс прогрессивных методов, форм, педагогических технологий

постоянно

Руководители методических объединений, педагоги

11.

Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными и высокомотивированными детьми (по отдельному плану)

ежегодно

Данилюк И.Е.

12.

Обеспечение условий для систематического повышения педагогического мастерства учителей через самообразование, курсы повышения квалификации

постоянно

Данилюк И.Е., руководители методических объединений

13.

Проведение мастер-классов творчески работающих учителей (по отдельному плану)

ежегодно

Данилюк И.Е., руководители методических объединений

14.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций по работе с одаренными и высокомотивированными учащимися

постоянно

Педагог-психолог

15.

Обеспечение условий для развития творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности

постоянно

Мельникова О.М.,

Коновчук С.П.

16.

Организация работы учащихся в школьном научном обществе «Спектр»

постоянно

Бурдина И.В.

17.

Участие учащихся в I, II и III этапах республиканской олимпиады по учебным предметам

ежегодно

Данилюк И.Е., руководители методических объединений, учителя

18.

Участие учащихся в дистанционных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах

постоянно

Бурдина И.В., руководители методических объединений, учителя

19.

Участие в городских конкурсах и фестивалях, посвященных развитию лидерских качеств

постоянно

Коновчук С.П., педагог-организатор

20.

Организация и проведение школьных конкурсов чтецов, проектов, творческих и исследовательских работ, выставок, рисунков, фестивалей

постоянно

Бурдина И.В.,

Коновчук С.П.

21.

Проведение предметных недель

 

ежегодно

Руководители методических объединений, учителя

22.

Организация и проведение исследований по выбранным темам

ежегодно

Бурдина И.В.,

учителя

23.

Проведение Дней здоровья и спорта

ежемесячно

Коновчук С.П., Андрейчук С.И., учителя физической культуры и здоровья

24.

Участие в районных и городских спортивных соревнованиях, круглогодичной спартакиаде школьников (по графику)

постоянно

Коновчук С.П., Андрейчук С.И., учителя физической культуры и здоровья

25.

Участие в городских, областных республиканских акциях воспитательной направленности

постоянно

Коновчук С.П.,

педагог-организатор

26.

Проведение классных часов по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни

постоянно

Коновчук С.П.,

классные руководители

27.

Размещение достижений учащихся на сайте учреждения образования, информационных стендах

постоянно

Данилюк И.Е., Бурдина И.В.

 

28.

Проведение общешкольного праздника «Олимп успеха»

май, ежегодно

Данилюк И.Е., Бурдина И.В.

29.

Формирование и своевременное пополнение базы данных одаренных детей

постоянно

Данилюк И.Е., Бурдина И.В.

30.

Социально-психологическое сопровождение одарённых детей

постоянно

педагог-психолог, педагог социальный

31.

Организация психолого- педагогического просвещения родителей высокомотивированных и одарённых детей

постоянно

Коновчук С.П., педагог-психолог,

классные руководители

32.

Информирование родителей высокомотивированных и одаренных учащихся о результатах достижений

постоянно

Коновчук С.П.,

классные руководители

33.

Привлечение родителей к подготовке школьных мероприятий различного направления

постоянно

Коновчук С.П.,

классные руководители

34.

Сбор, анализ и систематизация материалов по работе с одарёнными детьми

ежегодно

Данилюк И.Е., Бурдина И.В.

35.

Обновление информации банка данных одаренных детей

постоянно

Данилюк И.Е.

36.

Мониторинг результативности участия школьников в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, исследовательских конференциях

декабрь, май, ежегодно

Данилюк И.Е.

37.

Организация контроля за реализацией программы «Одаренные дети»

ежегодно

Данилюк И.Е.

Итогово-аналитический

38.

Анализ и обобщение результатов выполнения программы «Одаренные дети»

май-июнь 2024

Данилюк И.Е.

39.

Анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми

май-июнь 2024

Данилюк И.Е.

40.

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми

сентябрь-декабрь 2024

Данилюк И.Е., Герасевич И.Ф., Мельникова О.М.

 

 

свернуть

Рекомендации родителям одаренных детей

Рекомендации родителям одаренных детей

         Одаренные дети – дети, обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности.

Широко распространено мнение о том, что одаренные дети, обладая большими способностями, могут добиваться всего сами. Это не всегда так!

В зависимости от возраста ребенка выделяют три категории одаренности:

1.Дети, выделяющиеся необычно быстрым темпом умственного развития, высоким уровнем интеллекта в целом (такие дети относительно чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрастах).

 2.Дети с обычным интеллектом, но резко выделяющиеся в определенных видах занятий (например, в математике или какой-нибудь другой области науки). Такие дети могут обнаруживаться в подростковом возрасте.

  1. Дети, которые пока не достигают успехов в каких-либо видах учения или творческих занятий, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью суждений, незаурядными умственными резервами. Это случаи, когда можно говорить о потенциальной, или «скрытой», одаренности. Умственные возможности таких учащихся нередко раскрываются уже в старшем школьном возрасте.

Особенности, которые можно заметить у Вашего ребенка:

1.Интеллектуальный тип. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, склонны к философскому осмыслению материала. Для них характерен высокий интеллект, развитый ум, благодаря которому они легко усваивают разные предметы. Они умеют самостоятельно получать знания и сами читают дополнительную литературу.

2.Академический тип. Дети данного типа также отличаются высоким интеллектом, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще учиться. К числу академически одаренных учащихся часто относятся медалисты.

3.Художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует, однако, есть и ребята лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.

4.Креативный тип. Выражается в нестандартности мышления, непохожем на других взгляде на мир. Нежелание этих детей идти «в ногу» со всеми остальными и является основой их одаренности, на которой и строится их нестандартное видение мира. Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.

            5.Лидерская или социальная одаренность характерна для детей, обладающих способностью понимать других людей, строить с ними отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

  1. Психомоторная или спортивная одаренность. Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.

Если Вы заметили у Вашего ребенка признаки одаренности

Во-первых, не ограничивайте ребенка школьными рамками, а развивайте его интересы и ставьте перед ним новые, увлекательные задачи.

Во-вторых, Вам следует уделить специальное внимание проблеме развития и воспитания своего одаренного ребенка, искать информацию, как в литературе, так и в общении с другими родителями и специалистами.

В-третьих, постарайтесь посвятить неделю тщательному наблюдению за ребенком, за его интересами и ежедневными занятиями. Это поможет определить направления, в которые лучше всего вкладывать время и силы. Пусть любознательность ребенка поможет Вам определить, какие интересы Вы должны развивать и какие задачи ставить. Дневниковые записи в течение недели могут обнаружить перегруженность ребенка регламентированными занятиями, так что на размышление или импровизированные мероприятия у него вовсе не остается времени. Если это так, возможно, Вам стоит пересмотреть мотивацию ребенка в занятии тем или иным делом. Более всего, ребенок хочет радовать Вас и быть любимым Вами, поэтому часто занимается чем-то, чтобы доставить Вам удовольствие.

С этих позиций следует помнить о том, что ребенку необходимо действительно свободное время. Просто помечтать или «поболтаться» может быть для ребенка полезной сменой темпа.

В-четвертых, Вам следует рассмотреть три фактора, способствующих отличным достижениям: способности, возможности и индивидуальность. Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой или математической легкости, или к художественному творчеству являются одним из параметров одаренности.

Выдающиеся способности одаренного ребенка должны быть восприняты и оценены окружающими людьми.

свернуть