Классному руководителю

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…»
А.А. Захаренко

Классный руководитель — ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей — очень сложное занятие. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.

Основное назначение классного руководителя — создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.

 

Примерная матрица единого урока, посвященного Дню народного единства (17 сентября), для учреждений общего среднего образования  

Примерная матрица единого урока, посвященного Дню народного единства (17 сентября),

для учреждений общего среднего образования

 

День народного единства благодарность современников предыдущим поколениям, отстоявшим право самим определять свою судьбу. Он вселяет гордость за страну и дает осознание того, что белорусы единый народ. В этом заключаются основы стабильности и благополучия современного белорусского государства. Объединенные мечтой об успешной и процветающей Беларуси, извлекая уроки из нашей истории, мы в мире и согласии созидательным трудом строим общее будущее.

А.Г. Лукашенко

(из поздравления Президента соотечественников с Днем народного единства 17 сентября 2022 г.)

 

Целевая установка: продолжить формировать у учащихся осознанное уважительное отношение к государственному празднику День народного единства, активную жизненную позицию, способствовать осознанию учащимися принадлежности к белорусскому народу, объединенному общей историей и традициями; воспитывать у учащихся гражданственность, патриотизм, ответственность и готовность действовать во благо своей Родины, формировать национальное самосознание.

Методические рекомендации

Предложенная матрица единого урока является примерной, при ее реализации необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, традиции учреждения образования.

Важно обратить внимание на оформление кабинета. В кабинете должна присутствовать государственная символика. Тематическое оформление кабинета может быть дополнено иллюстрациями и фотографиями исторических мест, событий; выставкой книг; выставкой творческих работ, посвящённых Дню народного единства.

На I ступени общего среднего образования раскрытие тематики единого урока может носить информационный характер. У детей младшего школьного возраста доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру, поэтому в ходе урока можно использовать элементы заочного путешествия, тематической беседы, просмотр и обсуждение мультфильма, видеосюжетов, организовать прослушивание музыкальных произведений и иное.

На II ступени общего среднего образования в ходе проведения единого урока педагогическому работнику рекомендуется акцентировать внимание учащихся на истории возникновения праздника, его общенациональной значимости и консолидирующей роли в истории государства и современной жизни белорусского общества.

На III ступени общего среднего образования в ходе проведения единого урока в его содержании могут быть отражены основные направления миролюбивой политики Беларуси, принимаемые государством меры по обеспечению национальной безопасности.

При организации урока необходимо опираться на знания учащихся, полученные ими на уроках истории, литературы. Данный урок в 8–11 классах может дать старт информационно-образовательному проекту «Школа Активного Гражданина» («ШАГ») в новом учебном году.

Справочно.

Мероприятия проекта «ШАГ» в 2023/2024 учебном году пройдут под девизом «Родина моя Беларусь в лицах». Задачами проекта в этом учебном году являются: знакомство с современниками, в том числе деятелями белорусской науки, культуры и искусства, представителями органов государственного управления, силового блока, белорусами, внесшими значительный вклад в развитие образования, медицины, спорта, промышленности, сельского хозяйства суверенной Беларуси, а также земляками, активными гражданами, тружениками, своим созидательным трудом ежедневно приумножающими благосостояние нашей страны, своего рода героями нашего времени.

При подготовке и проведении единого урока можно использовать издания:

Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку (з электронным дадаткам) / Кузняцова Л.Ф. [і інш.] – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2023;

Я гражданин Республики Беларусь : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования (с электронными приложениями) / Г.А. Василевич [и др.] – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2022. 143 с.

Предложенный материал следует дополнить информацией регионального характера, сохраняя при этом основную идейную составляющую материалов.

Итогом совместной работы должно стать осознание учащимися связи со своим народом, понимание важности собственной активной гражданской позиции, ощущение личной ответственности за будущее страны.

 

Структурный компонент единого урока

Содержательный компонент единого урока

1-4 классы

Содержательный компонент единого урока

5-8 классы

Содержательный компонент единого урока

9-11 классы

 

Вводный этап

Педагог напоминает учащимся о том, что 17 сентября 2021 года Беларусь впервые отметила государственный праздник – День народного единства. Эту дату можно считать днем воссоединения белорусского народа.

Учащимся предлагается небольшой исторический экскурс, позволяющий понять причины возникновения данного праздника. В качестве основы рекомендуем материалы, размещенные в Приложении 1.

На III ступени общего среднего образования исторический экскурс можно организовать силами учащихся.

Подытожить услышанное поможет демонстрация ролика «История событий 1939 года в фотодокументах».[1]

Просмотр ролика учащимися I и II ступени необходимо организовать с комментариями и пояснениями педагога.

Основной этап

Задание «Мы разные, но мы вместе»

 

Задание «Дополни пословицы словами»

 

Просмотр и обсуждение мультфильма по произведению В. Сутеева «Кораблик».[2]

 

Задание «Расшифруй слово»

(Приложение 2)

Работа с картой

«Границы Беларуси 1921 – 1945 гг.»

 

Обмен мнениями

«Праздник, который объединяет» (обсуждение исторических событий, связанных с Днем народного единства)

 

В фокусе обсуждения: историческая справедливость, сплоченность белорусов, умение жить в дружбе, взаимная поддержка

(Приложение 4)

Интервью «День народного единства – что мы знаем о нем?»

 

Полилог (разговор участников, поэтапный поиск ответа на главный вопрос)

 (Приложение 6)

 

Заключительный этап

Коллективная работа «Мы едины»

(Приложение 3)

Групповое задание «Сплоченная команда»

(Приложение 5)

Коллективная работа «Мы едины»

 

Задание «Толока»

(Приложение 7)

 

Просмотр трейлера к фильму «На другом берегу»[3]

 

Педагог подводит итоги единого урока, возвращаясь к словам Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, вынесенные в качестве эпиграфа единого урока, и акцентирует внимание учащихся на понимании значимости единства белорусского народа для достижений нашей страны в различных сферах деятельности.

Беларусь всегда славилась традициями, добрыми, уважительными отношениями между людьми. Республика Беларусь сохраняет свою независимость и суверенитет благодаря народному единству и огромному интеллектуальному и творческому потенциалу людей – талантливых, квалифицированных, искренне желающих принести пользу своему народу. Сплоченность, солидарность и взаимопонимание белорусов, объединенных историей, традициями, культурой и общим духом уважения и равенства – эти качества всегда были главными для белорусов, такими и должны оставаться.

 

 

Приложение 1

Историческая справка

Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2021 г. 17 сентября объявлен Днем народного единства.

Этот день стал актом исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного против его воли в 1921 году по условиям Рижского мирного договора.

Что же произошло? В ноябре 1918 года после поражения Германии и Австро-Венгрии в Первой мировой войне появился ряд новых стран, среди них Польская Республика, во главе которой встал Юзеф Пилсудский. Его политика была направлена на восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года. Создав за короткий срок мощную армию, в феврале 1919 года Польша начала наступление на территорию БССР. Польские войска захватили Брест, Слоним, Щучин, Пинск, Барановичи. 8 августа был захвачен Минск, оборона которого продолжалась 39 дней.

На захваченной территории был установлен жесткий оккупационный режим. Польские власти ликвидировали органы местного управления, восстанавливали помещичье землевладение, закрывали белорусские школы и учреждения культуры.

В марте 1920 года польские войска начали новое наступление. Но Красная Армия смогла остановить их, перейти в контрнаступление и освободить Минск. В августе 1920 года был освобожден Брест, войска Красной Армии дошли до окрестностей Варшавы. Но из-за недостатка сил, слабого материального обеспечения потерпели поражение и были вынуждены отступить с территории Польши и Западной Беларуси. В условиях, когда польские войска в результате контрнаступления заняли значительную часть Беларуси, советское правительство было вынуждено пойти на переговоры о мире. Они прошли в Риге между РСФСР и Украиной с одной стороны и Польшей с другой.

По Рижскому мирному договору от 18 марта 1921 года значительная часть территории Беларуси (более 110 тыс. км² с населением около 4,5 млн. человек) оказалась в составе Польского государства. За БССР сохранилось только шесть уездов Минской губернии: Минский, Бобруйский, Борисовский, Игуменский, Мозырский и Слуцкий, в которых проживало 1,6 млн. человек. Граница с Польшей прошла в 30 км западнее Минска. Витебская и Гомельская губернии, западные уезды Смоленской губернии оставались в составе РСФСР.

1 сентября 1939 года нацистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война.[4]

Имея огромный перевес в живой силе и технике германские войска оккупировали значительные территории Польши. Были заняты некоторые западно-белорусские населенные пункты, в том числе город Брест. Польское правительство 16 сентября покинуло страну и эмигрировало в Румынию. Польское государство фактически прекратило существование.

 

17 сентября 1939 года части Красной Армии перешли советско-польскую границу и начали освобождение Западной Беларуси и Западной Украины.

К 25 сентября советские войска полностью освободили Западную Беларусь.

Население Западной Беларуси встречало Красную Армию как освободительницу и оказывало действенную помощь. После прихода советских войск в западных областях развернулась подготовка к выборам в Народное собрание Западной Беларуси. Выборы прошли 22 октября 1939 года. Народное собрание Западной Беларуси начало работу 28 октября 1939 г. в Белостоке. 14 ноября 1939 года внеочередная III сессия Верховного Совета БССР утвердила Закон о принятии Западной Беларуси в состав БССР. В результате воссоединения Беларуси территория БССР увеличилась до 225,7 тыс. км², а население – до 10,3 млн. человек.

Восстановленное в 1939 году единство позволило Беларуси выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почетное место в международном сообществе, стать одним из соучредителей Организации Объединенных Наций.

 

Использованные источники

 

  1. История Беларуси, 1917 г. – начало XXI в. : учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / С. В. Панов, В.Н. Сидорцов, В. М. Фомин – Минск : Изд.центр БГУ, 2019.– С.25-29.
  2. История  Беларуси,  XIX  –  начало  XXI  в.:  учеб. пособие  для  11 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения (с электронным  приложением  для  повышенного  уровня) / А.В. Касович [и др.]. – Минск: ИЦ БГУ, 2021.– С.108-114.

Интернет-ресурсы:

https://www.tvr.by/news/obshchestvo/17_sentyabrya_1939_goda_nachalos_vossoedinenie_zapadnoy_i_vostochnoy_belarusi/

https://zviazda.by/ru/news/20160918/1474192790-17-sentyabrya-1939-goda-odno-sobytie-i-ne-odna-istoriya

https://www.sb.by/articles/nashy-iduts-nashy-iduts-z-uskhodu-.html

Приложение 2

Задание «Мы разные, но мы вместе»

Педагог предлагает учащимся рассказать о себе (по очереди назвать любимое увлечение, занятие, качество личности). Обобщая ответы учащихся, педагог сообщает, что мы все разные как внешне, так и по своим привычкам, увлечениям и т.д. Но хотя мы такие разные, многое нас объединяет.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы считаете, что может объединять нас с вами?

«Мы, белорусы – мирные люди», – гласит первая строка Государственного гимна Республики Беларусь.

Главными нашими качествами являются трудолюбие, ответственность и взаимопонимание. Нас объединяют история, традиции, культура. Мы – единый народ.

  • На ваш взгляд, что обозначает слово единство?

Задание «Дополнить пословицы словами»

Крепкую дружбу и водой… (не разольешь).

Друзья познаются в … (беде).

Без друга в жизни … (туго).

Лучше хорошо поступить, чем хорошо… (говорить).

Учащимся предлагается объяснить смысл (значение) каждой пословицы.

Просмотр мультфильма по произведению В. Сутеева «Кораблик»

Вопросы для обсуждения после просмотра мультфильма:

  • Согласны ли вы, что всех героев сказки можно назвать друзьями? Почему вы так думаете?
  • Можно ли назвать героев сказки находчивыми, сообразительными? Докажите.
  • С каким настроением плывут друзья на кораблике?
  • Какое настроение у лягушонка? Чем он огорчен?
  • Почему друзья не захотели взять лягушонка на кораблик?
  • Кто из героев сказки вам понравился? Почему?
  • Чему учит эта сказка? 

Задание «Расшифруй слово»

Используя каждую букву слова, назвать слова, объясняющие, что такое дружба.

Д – добро

Р – радость

У – уважение

Ж – жизнелюбие

Б – братство

А – активность

Приложение 3

Коллективная работа «Мы едины»

 

На лепестках василька, имеющего символическое значение для нашего народа, педагог предлагает записать «Правила дружбы, сплоченности и единства», собрать цветок и закрепить его на доске.

Педагог обобщает ответы учащихся.

Единство – значит дружба.

Дружба – это самое лучшее, что может быть у людей.

Настоящие, верные друзья всегда будут рядом, всегда помогут и поддержат.

С друзьями можно не только весело проводить время, на них можно положиться в трудную минуту.

 

Приложение 4

Работа с картой «Границы Беларуси 1921 – 1945 гг.» [5]

 

Педагог предлагает учащимся проанализировать, как изменилась территория нашей страны 17 сентября 1939 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обмен мнениями «Праздник, который объединяет»

Вопросы для обсуждения:

  • Почему 17 сентября 1939 года – одна из ключевых дат в белорусской истории?
  • Можно ли сказать, что этот день изменил историю?
  • Почему праздник назван День народного единства?
  • В чем значимость Дня народного единства для современной Беларуси?
  • Как государственные символы связаны с понятиями «единство», «сплоченность», «солидарность», «взаимопонимание»?
  • Приведите примеры, когда единение людей позволило сделать то, что они не смогли сделать поодиночке.
  • Что бы вы могли предложить для укрепления единства в нашей стране, в вашем регионе, в классе?
  • Подумайте, важно ли вашему классу быть единым, одной дружной семьей, настоящей командой. Аргументируйте свой ответ.

Приложение 5

 

Групповое задание «Сплоченная команда»

Учащимися предлагается стать в круг и по очереди (по часовой стрелке) сказать рядом стоящему однокласснику о том, что он делает лучше всех и как это делает наш класс дружным и сплоченным.

Начать можно со слов: «Ты умеешь…», «Ты можешь…», «Ты лучше всех делаешь…» и др.

Возможные ответы учащихся:

«ты можешь прийти на помощь в трудную минуту»;

«ты умеешь собраться и решить сложную задачу»;

«ты можешь развеселить всех, когда грустно» ...

 

Педагог предлагает выбрать девиз для класса, который будет отражать, что одноклассники – одна команда, что мы, граждане Беларуси, едины.

Принимается коллективное решение о девизе класса.

 

 

Приложение 6

Интервью «День народного единства – что мы знаем о нем?»

В качестве опережающего задания рекомендуем заранее организовать интервьюирование (опрос), результаты которого могут быть представлены в виде видеоролика, презентации, диаграмм, перечня ответов и иного. Педагог либо заранее подготовленный учащийся подытожит, а при необходимости дополнит увиденное (услышанное), расскажет о новом в нашей стране празднике – Дне народного единства, о его особом значении для белорусов.

 

Полилог (разговор участников)

Для организации полилога, целью которого является поиск ответа на главный вопрос, рекомендуем организовать последовательное выполнение следующих заданий.

  1. «Моя страна – моя семья»

Каждому учащемуся предлагается разместить (закрепить) на карте Республики Беларусь бумажные фигурки (силуэты-стикеры) людей, тем самым отметив, где в нашей стране живет он и его семья, его бабушки, дедушки, тети, дяди, друзья и другие близкие люди. Когда карта будет заполнена фигурками педагог отмечает, что несмотря на то, что мы живем в разных уголках нашей страны, мы являемся единой семьей, единым народом, единой нацией.

  1. «Установим взаимосвязь»

Задание является логическим продолжением предыдущего и предполагает поиск ассоциаций, установление взаимосвязей и обоснование следующих понятий (список может быть дополнен):

«единство-семья»;

«единство-дружба»;

«единство-братство»;

«единство-Родина»;

«единство-патриотизм».

  1. «Рассуждаем- размышляем»

Учащимся предлагается порассуждать-поразмышлять (размышление, как правило, включает в себя объяснение и доказательства, в которых приводятся примеры) над вопросами:

  • В чем заключается единство в семье, в стране?
  • В чем проявляется единство?
  • Для чего нам необходимо единство?
  • Что называется «народным единством»?

Рассуждения позволят найти ответ на главный, ключевой вопрос урока:

Что делает наш народ единым?

 

 

Приложение 7

Коллективная работа «Мы едины»

 

Учащимся предлагается выработать «Принципы истинного единства» (на примере классного коллектива).

 

 

Задание «Толока»

 

Одной из характерных черт менталитета белорусов всегда была взаимопомощь, взаимоподдержка, сострадание и уважение.

Толока – слово с большим значением, означающее работу «миром», вместе, сообща. Наверняка многие слышали это слово от своих бабушек и дедушек, своих родителей. Толока – это форма взаимопомощи, пример совместного дела, по-настоящему сплачивающего людей, приносящего им радость. Наши предки всегда вместе толокой восстанавливали разрушенный храм, строили сообща дом, дружно устраняли последствия пожара, заготавливали дрова, выкапывали картошку, всегда спешили помочь оказавшимся в беде людям…Это наша национальная черта.

Таким образом, главный закон толоки – сохранение единства. Сегодня такое общее дело мы часто называем акцией.

Учащимся предлагается подумать и ответить по цепочке на вопрос:

 

- В каких коллективных делах, акциях в этом учебном году вы хотели бы поучаствовать вместе всем классом, толокой?

 

[1] Видеоролик «История событий 1939 года в фотодокументах». Продолжительность – 5:17. https://www.youtube.com/watch?v=F3ocKml53TE

[2] «Кораблик» – советский музыкальный рисованный мультфильм для детей 1956 года по одноименной сказке Владимира Сутеева. Продолжительность – 10:10. https://www.youtube.com/watch?v=frkq_Zhenv8

[3] Премьера в Беларуси с 14 сентября | НА ДРУГОМ БЕРЕГУ | Художественный фильм | Трейлер https://www.youtube.com/watch?v=gMtefGly4sk.

[4] Слайды презентации «Начало Второй мировой войны» https://adu.by/images/2023/09/Presentaciya-08.09.2023.pdf

 

[5] Я гражданин Республики Беларусь : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования (с электронными приложениями) / Г.А. Василевич [и др.] – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2022. 22 с.

 

свернуть

Книга Памяти

«Книга памяти»

 

      В Год исторической памяти в период с начала апреля по сентябрь текущего года в Министерстве труда и социальной защиты проходила акция-эстафета «Горжусь подвигом ветерана-земляка». В рамках акции были сняты видеоролики с рассказами ветеранов ВОВ, узников, жителей блокадного Ленинграда и свидетелей войны, с воспоминаниями их родственников, с авторскими сюжетами работников социальных учреждений.

      Данные видеоролики легли в основу электронной «Книги памяти», которая была сформирована ко Дню народного единства. Книга, помимо ссылок на видео, содержит краткое описание о героях сюжетов, а их порядка 60. Эти истории невозможно воспринимать равнодушно. Они трогают до глубины души и навсегда врезаются в память.

      Видеоролики подготовили сотрудники учреждений социального обслуживания системы Минтруда и соцзащиты: самостоятельно разработали сценарии, зачастую брали интервью у очевидцев военных событий, занимались съемкой и монтажом. И все для того, чтобы сохранить невероятно ценные данные о войне.

Электронная «Книга памяти» доступна по ссылке https://www.mintrud.gov.by/ru/kniga-pamyati-ru и QR-коду.

       

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
свернуть

Инструктивно-методическое письмо «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта “Родительский университет”»

Инструктивно-методическое письмо «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта

“Родительский университет”»

 

Учреждение общего среднего образования является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего периода обучения детей.

Взаимодействие с законными представителями (родителями, усыновителями (удочерителями), опекунами, попечителями) – важная составляющая деятельности педагогов. Эта работа направлена на создание единого образовательного пространства с едиными требованиями, основная цель которого – создание условий для полноценного развития, обеспечение комфортных условий жизни ребенка, развития его индивидуальности.

Перечень направлений работы с законными представителями учащихся достаточно широк. В данную деятельность включены все педагоги учреждения образования. Ведущую роль в организации взаимодействия учреждения образования и семьи играет классный руководитель, от деятельности которого зависит то, насколько родители понимают и принимают задачи учреждения образования, участвуют в их реализации. Особая роль отведена специалистам социально-педагогической и психологической службы, которые осуществляют социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь участникам образовательного процесса. Координатором работы с семьями учащихся выступает заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе.

Актуальные направления и формы работы с законными представителями определяются на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы, иных государственных программ, планов и комплексов мер, инструктивно-методического письма «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» (на учебный год), программно-планирующей документации учреждения образования.

Значимым компонентов системы работы с законными представителями учащихся является республиканский проект «Родительский университет» (далее – проект) – система занятий (тематических родительских собраний) и консультаций в рамках реализации в учреждениях общего среднего образования примерной программы Родительского университета (далее – Программа).

Цель проекта – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

Задачи проекта:

- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и др.

Основная идея проекта – наполнить новым содержанием традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы работы (в частности, родительские собрания), что способствует хорошей интеграции мероприятий проекта в сложившуюся систему работы с родителями в любом учреждении образования.

В ходе проекта 1 раз в четверть (целесообразно использовать предпоследнюю или последнюю неделю четверти) в рамках классных родительских собраний проводятся занятия для законных представителей учащихся в соответствии с темами программы. Также в соответствии с установленным графиком проводятся консультации для родителей. Тематика консультаций представлена в программе, соответствующую работу осуществляют классные руководители, специалисты социально-педагогической и психологической службы, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних.

Работа Родительского университета организуется с учетом образовательных запросов родителей и закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов;

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов; III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов.

Темы занятий можно разбить на несколько содержательных блоков, которые поступательно от I до XI класса обогащают знания и умения родителей в сфере развития и воспитания учащихся:

психологические и физиологические особенности развития;

адаптация к особенностям образовательной среды, организация эффективной учебной деятельности;

формирование навыков здорового образа жизни, профилактика зависимого поведения;

особенности воспитания ребенка, формирование жизненных планов и целей;

развитие культуры общения и поведения и др.

При организации работы в рамках проекта педагоги должны обеспечить:

- гуманистический подход к организации сотрудничества на основе взаимоуважения, взаимопомощи и коллективизма;

- формирование субъектной позиции и партнерских отношений всех участников образовательного процесса;

- внимание и учет мнений законных представителей по различным вопросам жизнедеятельности отдельных учащихся, классного коллектива, учреждения образования в целом;

- стимулирование активности и инициативы, поддержку и развитие родительского самоуправления;

- творческий характер взаимодействия, использование метода убеждения во взаимодействии и разрешении проблемных ситуаций.

С целью методического обеспечения проекта на национальном образовательном портале adu.by создана рубрика «Родительский университет». Рубрика содержит примерную программу проекта «Родительский университет», информационно-методические материалы для проведения занятий с родителями по каждой теме проекта, рекомендации по реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта «Родительский университет» и каталог материалов для проведения занятий с родителями, размещенных на сайте БГПУ имени М. Танка (соответствующий интернет-ресурс носит название «Родительский университет» (https://roduniversitet.bspu.by), на главной странице созданы вкладки, которые также можно использовать при проведении занятий и консультаций: «Родительский университет», «Педагогам», «Родителям» ).

При реализации проекта в учреждении образования целесообразно создать методическую копилку, которая будет содержать лучшие сценарные разработки для проведения занятий, материалы для консультаций, видео- и аудиоматериалы, памятки, флайеры, плакаты и другие материалы для проведения мероприятий проекта. Данную работу следует поручить педагогу социальному.

Для методического обеспечения реализации проекта в учреждениях общего среднего образования на республиканском уровне Национальным институтом образования в 2020-2021 гг. изданы пособия:

«Воспитание младших подростков в современной школе» (А.А. Глинский и др.);

«Основы семейной жизни: Подготовка к браку и семейной жизни: 9 класс» (В.В. Мартынова, Е.К. Погодина);

«Основы семейной жизни: Семья как социальный институт: 10 класс» (В.В. Мартынова, Е.К. Погодина).

PDF-версии вышеназванных пособий размещены на национальном образовательном портале и доступны для свободного скачивания (https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2022-2023-uchebnyj-god/organizatsiya-vospitaniya-2022-2023.html).

В 2022-2024 гг. планируется издание пособий для педагогов (авторы: В.В. Мартынова, Е.К. Погодина):

«Семейное воспитание: ребенок-младший школьник»;

«Семейное воспитание: ребенок-подросток»;

«Семейное воспитание: ребенок-старшеклассник».

С целью повышения эффективности работы с законными представителями учащихся и их предварительного информирования о времени проведения мероприятий рекомендуется составить план реализации республиканского проекта «Родительский университет» в учреждениях общего среднего образования на учебный год. Тематика проведения занятий может отличаться от той, которая изложена в Программе.

В плане должны найти отражение следующие аспекты: краткий отчет о реализации проекта за предыдущий учебный год, итогом которого являются четко сформулированные выводы (о выполнении поставленных цели и задач, имеющихся проблемах и затруднениях, положительном опыте реализации проекта, оценке мероприятий проекта родительской общественностью и др.), цель и задачи, план мероприятий по реализации проекта на учебный год.

Примерная структура плана мероприятий по реализации проекта на учебный год:

 

№ п/п

Название раздела, темы занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные исполнители

 

Подготовку плана возможно поручить педагогу социальному во взаимодействии с классными руководителями и представителями родительского комитета. План утверждается заместителем директора по воспитательной работе до 1 сентября.

Процесс взаимодействия педагогов и родителей в рамках проекта осуществляется через активные формы деятельности. Среди рекомендуемых форм и методов – практикум / семинар-практикум, лекция, беседа, мастер-класс, круглый стол, дискуссия / дебаты, форум, вебинар, конференция, психологический тренинг, ролевая игра, моделирование и анализ ситуаций и др.

При организации взаимодействия с законными представителями предпочтительными являются очные формы работы; при необходимости можно также использовать очно-дистанционные формы взаимодействия. Дистанционное взаимодействие предполагает возможность проведения родительского собрания, вебинара, веб-форума, интернет-конференции консультации в режиме онлайн посредством использования программ Zoom, Teams, Skypе и др., групп в соцсетях, блога, мессенджеров и др.

Для реализации проекта необходимо наладить тесное взаимодействие с родительским комитетом. В соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.06.2011 № 47 в классных коллективах и учреждении общего среднего образования функционирует родительский комитет, к компетенции которого относятся: содействие обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса, распространение лучшего опыта семейного воспитания, оказание содействия в проведении физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых и иных мероприятий и др. При реализации проекта важно опираться на родительский актив, с которым можно обсудить содержательное наполнение сроки и формы организации занятий. Члены комитета могут помочь распределить обязанности, роли, функции по подготовке и проведению мероприятий проекта, подготовить материалы и оборудование. В процессе взаимодействия родители могут выполнять разные роли: ассистентов, помощников, экспертов (если педагог готовит занятие по вопросам, которыми хорошо владеет законный представитель), консультантов, организаторов мероприятия и др.

Важным условием эффективности реализации проекта является его информационное сопровождение. На сайте учреждения образования необходимо создать вкладку «Республиканский проект “Родительский университет”» / «Родительский комитет» (возможно создание самостоятельного Интернет-ресурса), разместив на ней план реализации проекта на учебный год (без отчета об итогах реализации проекта за предыдущий учебный год), информацию о тематике, форме организации, времени проведения мероприятий проекта, памятки, буклеты, флаеры по тематике занятий, вопросы для обсуждения, задания, требующие подготовки, фотоотчеты о проведении мероприятий и др. Целесообразно организовать форум (возможно использование иных форм получения обратной связи) для того, чтобы законные представители учащихся могли задать вопросы, оставить отзывы и предложения. Рефлексия по итогам проведения занятий может осуществляться с использованием Viber, Telegram, ВКонтакте, иных мессенджеров и социальных сетей.

С целью осуществления контроля и оценки качества реализации проекта необходимо обеспечить рассмотрение вопросов проведения соответствующей работы на педагогических советах (или совещаниях при руководителе (заместителе руководителя), методических объединениях классных руководителей, заседаниях совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) и др. не реже 1 раза в год.

Для оценки качества реализации проекта следует обратить внимание на следующие результаты:

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству (понимание своей роли как отца (матери), своей роли как супруга в воспитании ребенка);

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах (в обучении, психологической помощи, психолого-педагогической поддержке и др.);

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- охват занятиями проекта большинства родителей учащихся, в том числе, благодаря системе дистанционного обучения и др.

Основные направления повышения эффективности реализации проекта:

организовать проведение виртуальной панорамы педагогического опыта «Родительский университет» во всех регионах по итогам каждого учебного года;

обеспечить наполнение страниц «Родительский университет» на сайтах учреждений образования актуальной, востребованной информацией, предусмотреть обратную связь с законными представителями обучающихся;

обеспечить активное использование информационно-коммуникационных технологий с целью вовлечения максимального количества родителей в реализацию проекта;

активизировать трансляцию опыта работы с семьей и реализации проекта Родительский университет в средствах массовой информации областного и республиканского уровней, на телевидении и посредством сети Интернет;

привлекать специалистов районных социально-педагогических центров к методическому сопровождению проекта;

обеспечить использование инновационных форм и методов работы с законными представителями при реализации мероприятий проекта (калейдоскоп-хобби, тренинги, мастер-классы, направленные на обучение родителей совместному досугу с детьми).

свернуть

Об использовании архивных интернет-проектов

Необходимо организовать использование материалов интернет-проектов в образовательном процессе учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования.

Материал доступен  по ссылке

свернуть

Пиротехника – друг или враг?

Наступает пора Новогодних и Рождественских праздников. Как не вспомнить о фейерверках, салютах и петардах? От разнообразия всего этого порой рябит в глазах. Но так ли безобидны эти чудесные огоньки?

Каждый год после Новогодних праздников в интернете появляются десятки новых статей о происшествиях, трагических случаях, а также привлечении к ответственности людей, использовавших пиротехнику.

Чтобы этого избежать, следует всего лишь соблюдать определенные правила, которые не только написаны законодательными органами, но и продиктованы самой жизнью.

Ежегодно в мире происходит большое количество случаев травмирования при использовании пиротехники, причем достаточно часто — из-за небольших петард и несертифицированных изделий.

Приобретать пиротехнические изделия можно лишь в специализированных магазинах и отделах, где торговля ими санкционирована.

Пиротехника — это огневые составы, химические вещества, создающие не только цветные огни, дым и светозвуковые эффекты, но и опасность для жизни и здоровья человека, сохранности его имущества, что зачастую пытаются игнорировать продавцы в погоне за деньгами. Встречаются случаи, когда и торговля санкционирована и разрешение есть, а продавцы всё равно допускают нарушение действующего законодательства, вопреки ему хранят и реализуют пиротехнические изделия способами, которые запрещены.

Так, 12 декабря сотрудниками ОБЭП Московского УВД Бреста установлен факт нарушений при хранении и реализации более 4 тысяч пиротехнических изделий на сумму, превышающую 1500 рублей. Петарды не были расположены на витрине, а в пакетах находились под ней. Также реализация данной продукции осуществлялась посредством сети интернет, что является нарушением установленных правил реализации пиротехники.

В отношении 25-летней продавщицы начат административный процесс по части 1 статьи 24.30 КоАП Республики Беларусь, санкция которой предусматривает наложение штрафа в размере до 10 базовых величин.

 

Статья 24.30. Нарушение правил обращения с огнестрельным оружием, взрывоопасными, легковоспламеняющимися, едкими веществами или пиротехническими изделиями

  1. Нарушение правил учета, хранения, использования, перевозки или пересылки огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывоопасных, легковоспламеняющихся, едких веществ или пиротехнических изделий – влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
  2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации либо лишение права заниматься определенной деятельностью с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.

Также нужно помнить, что применение петард в ночное время, в общественных местах, вблизи жилых домов и т.п. может привести к нежелательным последствиям: лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.1 «Мелкое хулиганство» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Административная ответственность за совершение такого правонарушения наступает уже с 14 лет.

 

свернуть

Методические рекомендации по своевременному выявлению и информированию о фактах насилия в отношении несовершеннолетних

 

Методические рекомендации по своевременному  выявлению и информированию о фактах насилия в отношении несовершеннолетних

 

Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей от жестокого обращения могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей: 

- право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31);

- ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26);

- право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).

 Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.

Для выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетних законодательством Республики Беларусь определена система взаимодействия между органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. В нее входят:  комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по труду и социальной защите,  органы государственного управления здравоохранением, органы государственной службы занятости, органы внутренних дел, иные органы, учреждения и организации, в пределах своей компетенции осуществляющие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. №200-З "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и иными актами законодательства.

 Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель взаимного информирования – раннее выявление и профилактика случаев насилия с несовершеннолетними, своевременное оказание социально-правовой, медико-психологической помощи, обеспечение безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних, подвергшихся насилию, повышение оперативности в получении информации о фактах  жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимых форм помощи различными субъектами системы профилактики в сфере их компетенции.

Особую роль в выявлении фактов насилия на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения (в том числе для неорганизованных малолетних детей), которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.

Поскольку сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.

Поводом для вмешательства специалистов и изучения ситуации в семье может быть: 

- информация от ребенка;

-информация от родителей (законных представителей), других членов семьи; 

-информация от специалистов учреждений образования; 

-информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан; 

-результаты медицинского осмотра;

-дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

1.Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.

1.1.Физические признаки

Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).

Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

  •  ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
  •  порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
  •  синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
  •  жалобы на боль и зуд в области гениталий;
  •  повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
  •  инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
  •  повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
  •  недержание мочи;
  •  болезни, передающиеся половым путем;
  •  беременность.

Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.

1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка

  •  странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
  • чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
  • сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
  •  соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
  •  необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).

1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении

 трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

  •  внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
  •  частая задумчивость, отстраненность;
  •  постоянная депрессивность, грустное настроение;
  •  нежелание принимать участие в подвижных играх;
  •  непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
  •  чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
  •  терроризирование младших детей и сверстников;
  •  чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
  •  возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
  •  отчуждение от братьев и сестер;
  • жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
  •  амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
  •   рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
  •  утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).

1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки

  •  прогулы занятий в учреждении образования;
  •  внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
  •  неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
  •  принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
  •  неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
  •  отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

1.5. Изменения самосознания ребенка

  • снижение самооценки;
  • отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
  • саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
  • мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.

1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов

  • беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
  • боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
  • сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
  • боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
  • головная боль, боли в области желудка и сердца;
  • навязчивые страхи;
  •  расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

2. Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии

  •  Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
  • Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
  • Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
  • Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
  • Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии. Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
  •  Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
  • Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
  • Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
  •  Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
  •   Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
  • Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
  • Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
  • Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
  • Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
  • Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
  • После окончания разговора сделайте подробную запись.
  • Помните: интересы ребенка выше всего остального!

2.1. Что делать, если насилие обнаружено в учреждении образования  или в ином социальном учреждении

  • Проведите разговор с жертвой насилия, руководствуясь следующим: скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь, но не торопитесь быстро предлагать решения (заблуждение, часто встречающееся при разговорах с жертвами насилия, – желание как можно быстрее помочь ребенку).
  •  Обговорите с ребенком различные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми.
  •  Не обещайте никому не рассказывать об услышанном, но заверьте ребенка, что сначала Вы согласуете свои действия с ним. Обещайте постоянно его поддерживать.

Уделите внимание следующему:

а) поддержке и обеспечению спокойствия пострадавшего ребенка;

б) гарантии безопасности различным причастным лицам;

в) прекращению обстоятельств, при которых происходит сексуальное насилие;

г) выявлению того, каким образом вести разговоры с насильником и каким образом принимать к насильнику меры;

д) ставить или не ставить в известность других детей из учреждения о случившемся, и каким образом это сделать;

е) как вести себя с прессой (ставить ли в известность, как вести разговор, если СМИ  узнали об этом);

ж) обеспечению поддержки привлеченных к делу специалистов; созданию продуманного плана действий по постановке в известность о случившемся различных причастных лиц.

Поскольку после обнаружения случая сексуального насилия складывается довольно сложная ситуация, рекомендуется использовать поэтапный план, включающий в себя вышеназванные и другие необходимые пункты. Составляя поэтапный план, учреждение фиксирует на бумаге договоренности и руководство к действиям. Среди всего прочего подобный план включает ответственных за выполнение мероприятий плана.

2.2. Чего не стоит делать

  •   не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);
  •  не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.

2.3. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:

  • страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
  • низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);
  • чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
  • отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
  • стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
  • отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
  • любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).

 

Алгоритм деятельности специалистов учреждения образования  в случае выявления сексуального насилия над ребенком

При выявлении случая насилия (либо подозрении о насилии) в отношении ребенка необходимо: 

  1. Учреждение образования:

- педагогу, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя учреждения образования о произошедшем;

-руководителю учреждения образования - незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о случившемся в органы охраны детства отдела образования, спорта и туризма райгорисполкомов для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и органы внутренних дел для принятия мер реагирования;

-провести социальное расследование; признать несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;

-в целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего необходимо:  совместно с заинтересованными службами (учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, органов внутренних дел и др.) разработать индивидуальный план защиты прав и законных интересов  несовершеннолетнего, пострадавшего от насилия (в течение двух рабочих дней с момента получения информации), включая работу с семьей несовершеннолетнего. 

Примечание: если насильник является членом семьи (отец, отчим, брат), то необходимо экстренно  изъять  ребенка из семьи.

  1. Отдел образования, спорта и туризма:

-обследовать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;

- при необходимости принять решение об изъятии ребенка из семьи;

- в течение трех рабочих дней с момента получения первичной информации письменно проинформировать управление образования Минского облисполкома, приложив следующие документы: акт обследования условий проживания несовершеннолетнего, информацию о семье, результаты проведенного социального расследования, копию выписки решения Совета профилактики, копию индивидуального плана либо решения об изъятии ребенка.

свернуть