Профилактика насилия в семье

Домашнее насилие. Не молчи

 В настоящее время у нас в стране к числу актуальных проблем относится проблема домашнего насилия. Домашнее насилие является одной из важнейших причин, которые способствуют социальному и психологическому нездоровью семьи, лишают ее стабильности и безопасности.

  Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.

Это ситуации, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого. Внутри семейного насилия как обобщенной категории существуют более специфические категории, определяемые природой отношений между обидчиком и жертвой, а также условиями их жизни. 

Например:

жестокое обращение с детьми;

насилие, направленное против супруги(а) или партнерши(а);

насилие в отношении престарелых.

 В обществе существует много мифов о проблеме домашнего (семейного) насилия. Стереотипизация этой проблемы начинается с представлений о внешнем виде и социальном положении женщин, подвергающихся насилию. Насилие существует во всех социальных группах, независимо от уровня дохода, образования, положения в обществе.

 Насилие в семье есть реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые отношения.

Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами:

Если уже имело место физическое насилие, то обычно с каждым последующим разом возрастает частота его повторения и степень жестокости.

Насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком.

При попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы.

Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социо-экономических аспектов.

 

  Домашнее насилие может иметь различные проявления и формы. Всемирная организация здравоохранения определяет следующие основные формы домашнего насилия:

  • акты физической агрессии, такие как нанесение ударов, избиение, а также угрозы совершения таких действий, имеют своей целью нанести вред телу человека;
  • психологическое насилие – запугивание и постоянное унижение, осуществляется с применением вербальных и психических средств и направлено на подавление личности, надругательство над ней;
  • принудительный половой акт и другие формы сексуального принуждения, совершаемые против воли другого человека;
  • различные проявления контролирующего поведения, например изоляция от семьи и друзей, управление действиями и ограничение доступа к информации и помощи;
  • экономическое насилие, связанное с ограничением экономической самостоятельности человека.

        Справочно: в 2023 году в оперативно-дежурные службы РОВД области поступило более 9000 заявлений и сообщений о совершении правонарушений в сфере домашнего насилия.

       Также на территории области в 2023 году совершено 35 тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан в сфере домашнего насилия, из которых 12 убийств и 23 факта умышленного причинения тяжких телесных повреждений. 

 Органами внутренних дел используются предоставленные законодательством возможности, активизируется взаимодействие с заинтересованными органами по предупреждению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.

Это такие направления, как обеспечение раннего выявления детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, организация надлежащего профилактического наблюдения за ранее судимыми лицами, отбывшими наказание за бытовые преступления, взаимодействие с жилищно-эксплуатационными организациями по установлению граждан, длительное время не оплачивающих коммунальные услуги, ведущих антиобщественный образ жизни, проведение выездных судебных заседаний по изоляции лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, в условиях лечебно-трудовых профилакториев, частичному ограничению в дееспособности и лишению родительских прав, установление престарелых граждан, проживающих совместно с родственниками, ведущими антиобщественный образ жизни.

Это далеко не весь перечень мероприятий, которые проводятся с целью предупреждения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.

 В соответствии со ст. 31. Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» к гражданину, совершившему домашнее насилие может быть применено защитное предписание на срок до пятнадцати суток.

 Защитное предписание – это установление гражданину, совершившему домашнее насилие, временных запретов на совершение определенных действий и обязанности для защиты жизни и здоровья пострадавшего от домашнего насилия.

 Защитное предписание может применяться к гражданину, совершившему домашнее насилие и в отношении которого в связи с этим:

  • осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении об умышленном причинении телесного повреждения и иных насильственных действиях либо о нарушении защитного предписания;
  • проводится проверка в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства либо возбуждено уголовное дело о преступлении против жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы либо личной свободы, чести и достоинства.

Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно применено, может быть запрещено:

  • предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему домашнее насилие;
  • посещать места нахождения пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания;
  • общаться с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет;
  • распоряжаться общей совместной с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия собственностью.

 

 В 2023 году сотрудниками органов внутренних дел семейным агрессорам объявлено более 3700 защитных предписаний. 

 Пострадавшим от домашнего насилия также помощь оказывают иные государственные учреждения и общественные организации.

 В структуре органов социальной защиты в стране созданы и действуют территориальные центра социального обслуживания населения, которые оказывают психологическую, юридическую и социальную помощь гражданам, испытывающим домашнее насилие.

 В территориальных центрах социального обслуживания населения Брестской области функционирует 18 «кризисных» комнат, в которых имеется 73 койко-места, в том числе 26 мест для детей. Услугами временного приюта в 2023 году воспользовались 73 жертвы домашнего насилия.

 Милиция напоминает: если вы стали жертвой домашнего насилия, подвергаетесь семейной жестокости, вы можете обратиться за помощью в органы внутренних дел по телефону 102.

 

По информации УВД Брестского облисполкома

 

свернуть

Семья без насилия

 За совершение насилия в семье предусмотрена ответственность, в том числе уголовная! Не допускайте насилие в любом его проявлении.

Помните: каждое преступление обязательно влечет заслуженное и спра­ведливое наказание, а сожалеть о случившемся будет уже поздно.

Решить проблему насилия в семье Вам помогут:

  • Правоохранительные органы.

Если Вы подвергаетесь семейному насилию, обратитесь в правоохранительные органы по телефону 102.

  • Государственное учреждение «Территориальный центр социального обслужива­ния населения Московского района г. Бреста».

Анонимное и бесплатное оказание психологической помощи 43 59 13 (с 08:15 до 17:15, обед с 13:00 до 14:00).

  • Медицинские учреждения

Если Вы пострадали от физического насилия, обратитесь за медицинской помощью, зафиксируйте побои. В даль­нейшем заключение врача поможет наказать преступника.

СЛУЖБА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

«ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ» в г. Бресте для взрослых и детей

8 (0162) 25-57-27, КРУГЛОСУТОЧНО!

170 (короткий номер)

 Безнаказанность - наиболее мощный фактор, провоцирующий и стимулиру­ющий насилие. Помните: в 95 % случаев, если насилие уже имело место, оно повторится.

Остановить насилие в ваших силах. Не допустить насилия - Сохранить семью!  

 

свернуть

Существует место, где Вы сможете временно пережить и обдумать сложившуюся ситуацию

  Семья — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю, но не всем удается ее сохранить.

Домашнее насилие – умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей). Либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания.  

«Милые бранятся —  только тешатся», «Бьет —  значит любит» — это давно не воспринимается обществом и Законом утвердительно. Насилие в семье приводит к тяжким последствиям, в том числе непоправимым.

 Как действовать, если Вы не чувствуете себя в безопасности?

Если Вы чувствуете, что можете подвергнуться насилию, уходите, пока агрессора нет поблизости. Если у Вас нет возможности покинуть дом, закрой­тесь в комнате с телефоном и позвоните в милицию или тому, кто может помочь Вам.

В случае опасности кричите так, чтобы Вас могли услышать соседи.

Договоритесь с соседями, чтобы они вызвали мили­цию, если услышат шум и крики из Вашей квартиры. Заранее договоритесь с друзьями, родственниками о возможности предоставить Вам убежище в случае опасности.

  • Если Вы были вынуждены оставить дома детей, позвоните в милицию, как только покинете дом.
  • В случае предполагаемой угрозы спрячьте запасные ключи от дома (машины) так, чтобы, взяв их, Вы могли покинуть дом в случае опасно­сти.
  • В безопасном, но доступном для Вас месте спрячьте необходимую сумму денег, записи с номерами телефонов, паспорт, документы на детей, другие важные бумаги, а также необходимую одежду и нужные лекарства.

 

Семья — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю, но не всем удается ее сохранить.

Домашнее насилие – умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей). Либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания.  

«Милые бранятся —  только тешатся», «Бьет —  значит любит» — это давно не воспринимается обществом и Законом утвердительно. Насилие в семье приводит к тяжким последствиям, в том числе непоправимым.

Существует место, где Вы сможете временно пережить и обдумать сложившуюся ситуацию

 В целях оказания помощи лицам, находящимся в кризисном состоянии (опасном для здоровья и жизни состоянии, в конфлик­те с другими членами семьи, подвергшимся психофизическому насилию, ставшим жертвами торговли людьми) создана и работа­ет «кризисная» комната, срок пребывания в которой зависит от конкретных обстоятельств и особенностей лиц, обратившихся за помощью. Любой человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, может обратиться

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

«ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА Г. БРЕСТА»:

ул. Халтурина, 8, г. Брест 

Психологическая помощь (по предварительной записи):

Тел: +375 (162)43 59 13, ПН-ПТ: 08:15-13:00, 14:00-17:15 

«Кризисная» комната

для пострадавших от домашнего насилия

«Горячая линия» 

+375 (29)8928807    

   КРУГЛОСУТОЧНО!

 

 

  

 

 

 

 

свернуть

Против насилия «Горячая линия»

Признаки жестокого обращения с детьми

 Существует ряд признаков, по которым можно распознать детей, подвергающихся жестокому обращению. Эти признаки могут быть у любого ребёнка, но когда они переходят в крайности или присутствует более пяти признаков, то жестокое обращение следует рассматривать как одну из возможных причин этого.

 Некоторые дети, которые испытали жестокое обращение, становятся чрезвычайно замкнутыми и запуганными. Другие, наоборот, могут быть дружелюбными и общительными. Поведение может характеризоваться переходом одной крайности в другую, объединять в себе разные типы и продолжаться длительное время. Ребёнок может сам обратиться к взрослому или по ряду признаков специалист поймёт, что ребёнку необходима помощь.

            Общие признаки, которые могут указывать на жестокое обращение:

  1. Неумение сосредоточиться, проблемы с произвольным вниманием.
  2. Проблемы с памятью.
  3. Низкая самооценка, отсутствие самоуважения, ненависть к себе и другим, самоистязание. Истязание животных.
  4. Недоверие к взрослым.
  5. Плохое настроение, длящееся продолжительное время.
  6. Неожиданные и необъяснимые приступы гнева, агрессия.
  7. Постоянное присутствие таких чувств, как страх, вина, стыд, смущение. Повышенная тревожность.
  8. Депрессии.

            Наряду с общими, каждый вид имеет специфические признаки:

  1. Признаки физического насилия заметить легче, чем признаки сексуального или психологического, из-за характера нанесённых повреждений.

Это:

▪ синяки, царапины, ссадины, раны, следы от ударов ремнём или следы от укусов, прижигания сигаретой или горячими предметами, любые другие ожоги, которые могут быть на лице, теле, конечностях;

▪ ожоги кистей рук и ожоги ног горячими жидкостями, в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

▪ повреждения или переломы костей, припухлости и болезненность суставов;

▪ выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

▪ участки облысения, кровоподтёки на голове;

▪ повреждения внутренних органов;

Возрастные особенности в поведении детей:

Дети до трёх лет:

▪ плаксивость;

▪ боязнь родителей или других взрослых;

▪ реакция испуга на плач и крик других детей;

▪ плохо развитые навыки общения;

▪ крайности в поведении – от агрессивного до полного равнодушия.

От трёх до семи лет:

▪ чрезмерная уступчивость и заискивающее поведение;

▪ пассивная реакция на боль;

▪ негативизм;

▪ агрессивность;

▪ жестокость по отношению к животным;

▪ воровство;

▪ лживость;

▪ отставание в речевом развитии.

Младший школьный возраст:

▪ откровенная попытка скрыть причину повреждений и травм;

▪ отсутствие друзей;

▪ нежелание вернуться домой после (боязнь);

▪ плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;

▪ агрессивность.

Подростковый возраст:

▪ побеги из дома;

▪ употребление ПАВ;

▪ попытки совершить самоубийство;

▪ криминальное и асоциальное поведение.

Ключом к разоблачению жестокого обращения становится проверка соответствия рассказа характеру повреждений.

  1. Сексуальное насилие выявить сложнее, поскольку повреждения не всегда являются очевидными.

Выявляется по характеру следующих травм и заболеваний:

▪ это повреждения генитальной, анальной областей тела;

▪ нарушение целостности девственной плевы;

▪ «зияние» ануса;

▪ заболевания, передающиеся половым путём;

▪ беременность;

▪ следы спермы на одежде, коже, области бёдер и половых органов;

▪ недержание кала, энурез;

▪ нервно-психические расстройства;

▪ психосоматические расстройства (например, инфекция мочеиспускательных путей, которая редко встречается у детей), иногда дети жалуются на боль в животе или «где-то там», частая рвота).

Выявляется по особенностям психического состояния и поведения:

Дошкольный возраст:

▪ страхи и фобии;

▪ ночные кошмары;

▪ регрессивное поведение (поступки, для детей более младшего возраста);

▪ наличие не свойственных возрасту знаний о сексуальном поведении: сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

▪ открытая мастурбация;

▪ употребление слов, связанных с интимными частями тела.

Младший школьный возраст:

▪ резкое ухудшение успеваемости или, наоборот, неожиданное появление мотивации хорошо учиться;

▪ рассредоточенное внимание;

▪ наличие несвойственных возрасту знаний о половых вопросах;

▪ сексуально окрашенное поведение;

▪ гнев, агрессивное поведение;

▪ деструктивное поведение;

▪ ухудшение взаимоотношений с окружающими;

▪ мастурбация;

▪ эмоциональные проблемы: чувство испорченности, чувство вины, страх того, что происходящее с ребёнком станет известно окружающим.

Подростковый возраст:

▪ угрозы или попытки самоубийства;

▪ употребление ПАВ;

▪ депрессия;

▪ низкая самооценка;

▪ агрессивное, асоциальное поведение;

▪ уходы из дома;

▪ проституция, беспорядочные половые связи;

▪ насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.

  1. Как распознать ребёнка, потребностями и нуждами которого пренебрегают?

 

Внешние проявления:

▪ утомлённый, сонный вид;

▪ бледное лицо, опухшие веки;

▪ у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

▪ одежда, имеющая неряшливый вид, не соответствующая времени года, размеру ребёнка;

▪ нечистоплотность, неприятный запах от одежды или от тела.

 

Физические признаки:

▪ отставание в весе и росте от сверстников;

▪ педикулёз;

▪ чесотка;

▪ частые «несчастные случаи»;

▪ гнойные или хронические инфекционные заболевания;

▪ запущенный кариес;

▪ отсутствие надлежащих прививок;

▪ задержка речевого или психического развития.

Особенности поведения:

▪ постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;

▪ неумение играть;

▪ ищет внимания, участия;

▪ пропуски школьных занятий;

▪ крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого на себя;

▪ («герой семьи» в семье алкоголиков), псевдовзрослая манера поведения; агрессивен или дружелюбен; интерактивен или замкнут, апатичен, подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает общаться (или не умеет);

▪ склонность к поджогам;

▪ жестокость к животным;

▪ мастурбация;

▪ сосание пальцев или краёв одежды, сосание языка.

  1. Психологическое (эмоциональное) насилие может проявляться в следующих признаках:

▪ задержка психического развития;

▪ проблемы с концентрацией внимания;

▪ плохая успеваемость или наоборот;

▪ низкая самооценка;

▪ гнев, направленный на других или на себя;

▪ подавленное настроение, депрессия;

▪ попытки суицида;

▪ неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, агрессивность);

▪ ложь, воровство и другие девиации в поведении;

▪ нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и многие другие.

Дошкольный возраст:

▪ характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец (губу, одеяло и пр.)

Младший школьный возраст:

▪ проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.

 

Препубертатный период:

▪ могут наблюдаться уходы из дома, девиантное и делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.

Пубертатный период:

▪ депрессия, саморазрушающее поведение (создание конфликтогенных ситуаций, самоистязание), низкая самооценка, психосоматические заболевания.

 

Все формы насилия, так или иначе, сопряжены с эмоциональным насилием.

свернуть

Кризисная комната

Алгоритм действий в случае наличия насилия в семье (пакет безопасности)

 

 Если вы живете вместе с человеком, который применяет насилие:

- Постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п.;

- Обратите внимание на то, в каких случаях ваш партнер проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей;

- Старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо труднодоступных местах;

- Выучите наизусть телефоны милиции, кризисных комнат, соседей и друзей, к которым можете обратиться, будучи в опасности;

- Храните необходимые номера телефонов и документы в легкодоступном месте на случай, если придется срочно покинуть дом;

- Всегда носите с собой мобильный телефон либо телефонную карту при его отсутствии;

- Обязательно храните в безопасном месте сумку с одеждой, лекарствами, несколькими любимыми игрушками детей и другими вещами, которые вам обязательно понадобятся в случае кризиса;

- Старайтесь всегда иметь при себе некую сумму денег на непредвиденный случай либо надежных людей (друзей, родственников), храните отложенные вами деньги у себя;

- Определитесь с местом, где может быть оказана помощь вашим детям. Это может быть кризисная комната, ваши друзья либо соседи; научите детей тому, что в первую очередь они должны думать о своей безопасности;

- Обсудите со своими детьми поведение в момент опасности, отработайте специальные слова, которые будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом);

- Убедите своих детей, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия. Потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом);

- Спланируйте, как и на каком общественном транспорте вы доберетесь до места, где будете чувствовать себя в безопасности, либо всегда имейте при себе деньги на такси;

- Во время назревания конфликта избегайте мест в доме, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (кухни, например), и одновременно будьте близки к выходу из квартиры (дома).

- В ситуации, если к вам применят насилие, покиньте квартиру.

свернуть

Методические рекомендации по своевременному выявлению и информированию о фактах насилия в отношении несовершеннолетних

 

Методические рекомендации по своевременному  выявлению и информированию о фактах насилия в отношении несовершеннолетних

 

Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей от жестокого обращения могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей: 

- право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31);

- ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26);

- право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).

 Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.

Для выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетних законодательством Республики Беларусь определена система взаимодействия между органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. В нее входят:  комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по труду и социальной защите,  органы государственного управления здравоохранением, органы государственной службы занятости, органы внутренних дел, иные органы, учреждения и организации, в пределах своей компетенции осуществляющие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. №200-З "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и иными актами законодательства.

 Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель взаимного информирования – раннее выявление и профилактика случаев насилия с несовершеннолетними, своевременное оказание социально-правовой, медико-психологической помощи, обеспечение безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних, подвергшихся насилию, повышение оперативности в получении информации о фактах  жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимых форм помощи различными субъектами системы профилактики в сфере их компетенции.

Особую роль в выявлении фактов насилия на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения (в том числе для неорганизованных малолетних детей), которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.

Поскольку сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.

Поводом для вмешательства специалистов и изучения ситуации в семье может быть: 

- информация от ребенка;

-информация от родителей (законных представителей), других членов семьи; 

-информация от специалистов учреждений образования; 

-информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан; 

-результаты медицинского осмотра;

-дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

1.Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.

1.1.Физические признаки

Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).

Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

  •  ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
  •  порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
  •  синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
  •  жалобы на боль и зуд в области гениталий;
  •  повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
  •  инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
  •  повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
  •  недержание мочи;
  •  болезни, передающиеся половым путем;
  •  беременность.

Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.

1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка

  •  странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
  • чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
  • сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
  •  соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
  •  необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).

1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении

 трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

  •  внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
  •  частая задумчивость, отстраненность;
  •  постоянная депрессивность, грустное настроение;
  •  нежелание принимать участие в подвижных играх;
  •  непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
  •  чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
  •  терроризирование младших детей и сверстников;
  •  чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
  •  возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
  •  отчуждение от братьев и сестер;
  • жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
  •  амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
  •   рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
  •  утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).

1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки

  •  прогулы занятий в учреждении образования;
  •  внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
  •  неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
  •  принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
  •  неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
  •  отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

1.5. Изменения самосознания ребенка

  • снижение самооценки;
  • отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
  • саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
  • мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.

1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов

  • беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
  • боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
  • сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
  • боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
  • головная боль, боли в области желудка и сердца;
  • навязчивые страхи;
  •  расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

2. Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии

  •  Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
  • Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
  • Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
  • Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
  • Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии. Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
  •  Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
  • Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
  • Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
  •  Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
  •   Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
  • Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
  • Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
  • Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
  • Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
  • Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
  • После окончания разговора сделайте подробную запись.
  • Помните: интересы ребенка выше всего остального!

2.1. Что делать, если насилие обнаружено в учреждении образования  или в ином социальном учреждении

  • Проведите разговор с жертвой насилия, руководствуясь следующим: скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь, но не торопитесь быстро предлагать решения (заблуждение, часто встречающееся при разговорах с жертвами насилия, – желание как можно быстрее помочь ребенку).
  •  Обговорите с ребенком различные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми.
  •  Не обещайте никому не рассказывать об услышанном, но заверьте ребенка, что сначала Вы согласуете свои действия с ним. Обещайте постоянно его поддерживать.

Уделите внимание следующему:

а) поддержке и обеспечению спокойствия пострадавшего ребенка;

б) гарантии безопасности различным причастным лицам;

в) прекращению обстоятельств, при которых происходит сексуальное насилие;

г) выявлению того, каким образом вести разговоры с насильником и каким образом принимать к насильнику меры;

д) ставить или не ставить в известность других детей из учреждения о случившемся, и каким образом это сделать;

е) как вести себя с прессой (ставить ли в известность, как вести разговор, если СМИ  узнали об этом);

ж) обеспечению поддержки привлеченных к делу специалистов; созданию продуманного плана действий по постановке в известность о случившемся различных причастных лиц.

Поскольку после обнаружения случая сексуального насилия складывается довольно сложная ситуация, рекомендуется использовать поэтапный план, включающий в себя вышеназванные и другие необходимые пункты. Составляя поэтапный план, учреждение фиксирует на бумаге договоренности и руководство к действиям. Среди всего прочего подобный план включает ответственных за выполнение мероприятий плана.

2.2. Чего не стоит делать

  •   не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);
  •  не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.

2.3. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:

  • страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
  • низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);
  • чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
  • отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
  • стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
  • отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
  • любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).

 

Алгоритм деятельности специалистов учреждения образования  в случае выявления сексуального насилия над ребенком

При выявлении случая насилия (либо подозрении о насилии) в отношении ребенка необходимо: 

  1. Учреждение образования:

- педагогу, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя учреждения образования о произошедшем;

-руководителю учреждения образования - незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о случившемся в органы охраны детства отдела образования, спорта и туризма райгорисполкомов для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и органы внутренних дел для принятия мер реагирования;

-провести социальное расследование; признать несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;

-в целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего необходимо:  совместно с заинтересованными службами (учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, органов внутренних дел и др.) разработать индивидуальный план защиты прав и законных интересов  несовершеннолетнего, пострадавшего от насилия (в течение двух рабочих дней с момента получения информации), включая работу с семьей несовершеннолетнего. 

Примечание: если насильник является членом семьи (отец, отчим, брат), то необходимо экстренно  изъять  ребенка из семьи.

  1. Отдел образования, спорта и туризма:

-обследовать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;

- при необходимости принять решение об изъятии ребенка из семьи;

- в течение трех рабочих дней с момента получения первичной информации письменно проинформировать управление образования Минского облисполкома, приложив следующие документы: акт обследования условий проживания несовершеннолетнего, информацию о семье, результаты проведенного социального расследования, копию выписки решения Совета профилактики, копию индивидуального плана либо решения об изъятии ребенка.

свернуть