Профилактика насилия в семье
Домашнее насилие. Не молчи
В настоящее время у нас в стране к числу актуальных проблем относится проблема домашнего насилия. Домашнее насилие является одной из важнейших причин, которые способствуют социальному и психологическому нездоровью семьи, лишают ее стабильности и безопасности.
Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.
Это ситуации, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого. Внутри семейного насилия как обобщенной категории существуют более специфические категории, определяемые природой отношений между обидчиком и жертвой, а также условиями их жизни.
Например:
жестокое обращение с детьми;
насилие, направленное против супруги(а) или партнерши(а);
насилие в отношении престарелых.
В обществе существует много мифов о проблеме домашнего (семейного) насилия. Стереотипизация этой проблемы начинается с представлений о внешнем виде и социальном положении женщин, подвергающихся насилию. Насилие существует во всех социальных группах, независимо от уровня дохода, образования, положения в обществе.
Насилие в семье есть реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые отношения.
Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами:
Если уже имело место физическое насилие, то обычно с каждым последующим разом возрастает частота его повторения и степень жестокости.
Насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком.
При попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы.
Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социо-экономических аспектов.
Домашнее насилие может иметь различные проявления и формы. Всемирная организация здравоохранения определяет следующие основные формы домашнего насилия:
- акты физической агрессии, такие как нанесение ударов, избиение, а также угрозы совершения таких действий, имеют своей целью нанести вред телу человека;
- психологическое насилие – запугивание и постоянное унижение, осуществляется с применением вербальных и психических средств и направлено на подавление личности, надругательство над ней;
- принудительный половой акт и другие формы сексуального принуждения, совершаемые против воли другого человека;
- различные проявления контролирующего поведения, например изоляция от семьи и друзей, управление действиями и ограничение доступа к информации и помощи;
- экономическое насилие, связанное с ограничением экономической самостоятельности человека.
Справочно: в 2023 году в оперативно-дежурные службы РОВД области поступило более 9000 заявлений и сообщений о совершении правонарушений в сфере домашнего насилия.
Также на территории области в 2023 году совершено 35 тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан в сфере домашнего насилия, из которых 12 убийств и 23 факта умышленного причинения тяжких телесных повреждений.
Органами внутренних дел используются предоставленные законодательством возможности, активизируется взаимодействие с заинтересованными органами по предупреждению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.
Это такие направления, как обеспечение раннего выявления детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, организация надлежащего профилактического наблюдения за ранее судимыми лицами, отбывшими наказание за бытовые преступления, взаимодействие с жилищно-эксплуатационными организациями по установлению граждан, длительное время не оплачивающих коммунальные услуги, ведущих антиобщественный образ жизни, проведение выездных судебных заседаний по изоляции лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, в условиях лечебно-трудовых профилакториев, частичному ограничению в дееспособности и лишению родительских прав, установление престарелых граждан, проживающих совместно с родственниками, ведущими антиобщественный образ жизни.
Это далеко не весь перечень мероприятий, которые проводятся с целью предупреждения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.
В соответствии со ст. 31. Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» к гражданину, совершившему домашнее насилие может быть применено защитное предписание на срок до пятнадцати суток.
Защитное предписание – это установление гражданину, совершившему домашнее насилие, временных запретов на совершение определенных действий и обязанности для защиты жизни и здоровья пострадавшего от домашнего насилия.
Защитное предписание может применяться к гражданину, совершившему домашнее насилие и в отношении которого в связи с этим:
- осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении об умышленном причинении телесного повреждения и иных насильственных действиях либо о нарушении защитного предписания;
- проводится проверка в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства либо возбуждено уголовное дело о преступлении против жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы либо личной свободы, чести и достоинства.
Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно применено, может быть запрещено:
- предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему домашнее насилие;
- посещать места нахождения пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания;
- общаться с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет;
- распоряжаться общей совместной с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия собственностью.
В 2023 году сотрудниками органов внутренних дел семейным агрессорам объявлено более 3700 защитных предписаний.
Пострадавшим от домашнего насилия также помощь оказывают иные государственные учреждения и общественные организации.
В структуре органов социальной защиты в стране созданы и действуют территориальные центра социального обслуживания населения, которые оказывают психологическую, юридическую и социальную помощь гражданам, испытывающим домашнее насилие.
В территориальных центрах социального обслуживания населения Брестской области функционирует 18 «кризисных» комнат, в которых имеется 73 койко-места, в том числе 26 мест для детей. Услугами временного приюта в 2023 году воспользовались 73 жертвы домашнего насилия.
Милиция напоминает: если вы стали жертвой домашнего насилия, подвергаетесь семейной жестокости, вы можете обратиться за помощью в органы внутренних дел по телефону 102.
По информации УВД Брестского облисполкома
Семья без насилия
За совершение насилия в семье предусмотрена ответственность, в том числе уголовная! Не допускайте насилие в любом его проявлении.
Помните: каждое преступление обязательно влечет заслуженное и справедливое наказание, а сожалеть о случившемся будет уже поздно.
Решить проблему насилия в семье Вам помогут:
- Правоохранительные органы.
Если Вы подвергаетесь семейному насилию, обратитесь в правоохранительные органы по телефону 102.
- Государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста».
Анонимное и бесплатное оказание психологической помощи – 43 59 13 (с 08:15 до 17:15, обед с 13:00 до 14:00).
- Медицинские учреждения
Если Вы пострадали от физического насилия, обратитесь за медицинской помощью, зафиксируйте побои. В дальнейшем заключение врача поможет наказать преступника.
СЛУЖБА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
«ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ» в г. Бресте для взрослых и детей
8 (0162) 25-57-27, КРУГЛОСУТОЧНО!
170 (короткий номер)
Безнаказанность - наиболее мощный фактор, провоцирующий и стимулирующий насилие. Помните: в 95 % случаев, если насилие уже имело место, оно повторится.
Остановить насилие в ваших силах. Не допустить насилия - Сохранить семью!
Существует место, где Вы сможете временно пережить и обдумать сложившуюся ситуацию
Семья — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю, но не всем удается ее сохранить.
Домашнее насилие – умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей). Либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания.
«Милые бранятся — только тешатся», «Бьет — значит любит» — это давно не воспринимается обществом и Законом утвердительно. Насилие в семье приводит к тяжким последствиям, в том числе непоправимым.
Как действовать, если Вы не чувствуете себя в безопасности?
Если Вы чувствуете, что можете подвергнуться насилию, уходите, пока агрессора нет поблизости. Если у Вас нет возможности покинуть дом, закройтесь в комнате с телефоном и позвоните в милицию или тому, кто может помочь Вам.
В случае опасности кричите так, чтобы Вас могли услышать соседи.
Договоритесь с соседями, чтобы они вызвали милицию, если услышат шум и крики из Вашей квартиры. Заранее договоритесь с друзьями, родственниками о возможности предоставить Вам убежище в случае опасности.
- Если Вы были вынуждены оставить дома детей, позвоните в милицию, как только покинете дом.
- В случае предполагаемой угрозы спрячьте запасные ключи от дома (машины) так, чтобы, взяв их, Вы могли покинуть дом в случае опасности.
- В безопасном, но доступном для Вас месте спрячьте необходимую сумму денег, записи с номерами телефонов, паспорт, документы на детей, другие важные бумаги, а также необходимую одежду и нужные лекарства.
Семья — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю, но не всем удается ее сохранить.
Домашнее насилие – умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей). Либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания.
«Милые бранятся — только тешатся», «Бьет — значит любит» — это давно не воспринимается обществом и Законом утвердительно. Насилие в семье приводит к тяжким последствиям, в том числе непоправимым.
Существует место, где Вы сможете временно пережить и обдумать сложившуюся ситуацию
В целях оказания помощи лицам, находящимся в кризисном состоянии (опасном для здоровья и жизни состоянии, в конфликте с другими членами семьи, подвергшимся психофизическому насилию, ставшим жертвами торговли людьми) создана и работает «кризисная» комната, срок пребывания в которой зависит от конкретных обстоятельств и особенностей лиц, обратившихся за помощью. Любой человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, может обратиться
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА Г. БРЕСТА»:
ул. Халтурина, 8, г. Брест
Психологическая помощь (по предварительной записи):
Тел: +375 (162)43 59 13, ПН-ПТ: 08:15-13:00, 14:00-17:15
«Кризисная» комната
для пострадавших от домашнего насилия
«Горячая линия»
КРУГЛОСУТОЧНО!
Признаки жестокого обращения с детьми
Существует ряд признаков, по которым можно распознать детей, подвергающихся жестокому обращению. Эти признаки могут быть у любого ребёнка, но когда они переходят в крайности или присутствует более пяти признаков, то жестокое обращение следует рассматривать как одну из возможных причин этого.
Некоторые дети, которые испытали жестокое обращение, становятся чрезвычайно замкнутыми и запуганными. Другие, наоборот, могут быть дружелюбными и общительными. Поведение может характеризоваться переходом одной крайности в другую, объединять в себе разные типы и продолжаться длительное время. Ребёнок может сам обратиться к взрослому или по ряду признаков специалист поймёт, что ребёнку необходима помощь.
Общие признаки, которые могут указывать на жестокое обращение:
- Неумение сосредоточиться, проблемы с произвольным вниманием.
- Проблемы с памятью.
- Низкая самооценка, отсутствие самоуважения, ненависть к себе и другим, самоистязание. Истязание животных.
- Недоверие к взрослым.
- Плохое настроение, длящееся продолжительное время.
- Неожиданные и необъяснимые приступы гнева, агрессия.
- Постоянное присутствие таких чувств, как страх, вина, стыд, смущение. Повышенная тревожность.
- Депрессии.
Наряду с общими, каждый вид имеет специфические признаки:
- Признаки физического насилия заметить легче, чем признаки сексуального или психологического, из-за характера нанесённых повреждений.
Это:
▪ синяки, царапины, ссадины, раны, следы от ударов ремнём или следы от укусов, прижигания сигаретой или горячими предметами, любые другие ожоги, которые могут быть на лице, теле, конечностях;
▪ ожоги кистей рук и ожоги ног горячими жидкостями, в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
▪ повреждения или переломы костей, припухлости и болезненность суставов;
▪ выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
▪ участки облысения, кровоподтёки на голове;
▪ повреждения внутренних органов;
Возрастные особенности в поведении детей:
Дети до трёх лет:
▪ плаксивость;
▪ боязнь родителей или других взрослых;
▪ реакция испуга на плач и крик других детей;
▪ плохо развитые навыки общения;
▪ крайности в поведении – от агрессивного до полного равнодушия.
От трёх до семи лет:
▪ чрезмерная уступчивость и заискивающее поведение;
▪ пассивная реакция на боль;
▪ негативизм;
▪ агрессивность;
▪ жестокость по отношению к животным;
▪ воровство;
▪ лживость;
▪ отставание в речевом развитии.
Младший школьный возраст:
▪ откровенная попытка скрыть причину повреждений и травм;
▪ отсутствие друзей;
▪ нежелание вернуться домой после (боязнь);
▪ плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;
▪ агрессивность.
Подростковый возраст:
▪ побеги из дома;
▪ употребление ПАВ;
▪ попытки совершить самоубийство;
▪ криминальное и асоциальное поведение.
Ключом к разоблачению жестокого обращения становится проверка соответствия рассказа характеру повреждений.
- Сексуальное насилие выявить сложнее, поскольку повреждения не всегда являются очевидными.
Выявляется по характеру следующих травм и заболеваний:
▪ это повреждения генитальной, анальной областей тела;
▪ нарушение целостности девственной плевы;
▪ «зияние» ануса;
▪ заболевания, передающиеся половым путём;
▪ беременность;
▪ следы спермы на одежде, коже, области бёдер и половых органов;
▪ недержание кала, энурез;
▪ нервно-психические расстройства;
▪ психосоматические расстройства (например, инфекция мочеиспускательных путей, которая редко встречается у детей), иногда дети жалуются на боль в животе или «где-то там», частая рвота).
Выявляется по особенностям психического состояния и поведения:
Дошкольный возраст:
▪ страхи и фобии;
▪ ночные кошмары;
▪ регрессивное поведение (поступки, для детей более младшего возраста);
▪ наличие не свойственных возрасту знаний о сексуальном поведении: сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
▪ открытая мастурбация;
▪ употребление слов, связанных с интимными частями тела.
Младший школьный возраст:
▪ резкое ухудшение успеваемости или, наоборот, неожиданное появление мотивации хорошо учиться;
▪ рассредоточенное внимание;
▪ наличие несвойственных возрасту знаний о половых вопросах;
▪ сексуально окрашенное поведение;
▪ гнев, агрессивное поведение;
▪ деструктивное поведение;
▪ ухудшение взаимоотношений с окружающими;
▪ мастурбация;
▪ эмоциональные проблемы: чувство испорченности, чувство вины, страх того, что происходящее с ребёнком станет известно окружающим.
Подростковый возраст:
▪ угрозы или попытки самоубийства;
▪ употребление ПАВ;
▪ депрессия;
▪ низкая самооценка;
▪ агрессивное, асоциальное поведение;
▪ уходы из дома;
▪ проституция, беспорядочные половые связи;
▪ насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.
- Как распознать ребёнка, потребностями и нуждами которого пренебрегают?
Внешние проявления:
▪ утомлённый, сонный вид;
▪ бледное лицо, опухшие веки;
▪ у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
▪ одежда, имеющая неряшливый вид, не соответствующая времени года, размеру ребёнка;
▪ нечистоплотность, неприятный запах от одежды или от тела.
Физические признаки:
▪ отставание в весе и росте от сверстников;
▪ педикулёз;
▪ чесотка;
▪ частые «несчастные случаи»;
▪ гнойные или хронические инфекционные заболевания;
▪ запущенный кариес;
▪ отсутствие надлежащих прививок;
▪ задержка речевого или психического развития.
Особенности поведения:
▪ постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;
▪ неумение играть;
▪ ищет внимания, участия;
▪ пропуски школьных занятий;
▪ крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого на себя;
▪ («герой семьи» в семье алкоголиков), псевдовзрослая манера поведения; агрессивен или дружелюбен; интерактивен или замкнут, апатичен, подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает общаться (или не умеет);
▪ склонность к поджогам;
▪ жестокость к животным;
▪ мастурбация;
▪ сосание пальцев или краёв одежды, сосание языка.
- Психологическое (эмоциональное) насилие может проявляться в следующих признаках:
▪ задержка психического развития;
▪ проблемы с концентрацией внимания;
▪ плохая успеваемость или наоборот;
▪ низкая самооценка;
▪ гнев, направленный на других или на себя;
▪ подавленное настроение, депрессия;
▪ попытки суицида;
▪ неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, агрессивность);
▪ ложь, воровство и другие девиации в поведении;
▪ нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и многие другие.
Дошкольный возраст:
▪ характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец (губу, одеяло и пр.)
Младший школьный возраст:
▪ проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.
Препубертатный период:
▪ могут наблюдаться уходы из дома, девиантное и делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.
Пубертатный период:
▪ депрессия, саморазрушающее поведение (создание конфликтогенных ситуаций, самоистязание), низкая самооценка, психосоматические заболевания.
Все формы насилия, так или иначе, сопряжены с эмоциональным насилием.
Алгоритм действий в случае наличия насилия в семье (пакет безопасности)
Если вы живете вместе с человеком, который применяет насилие:
- Постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п.;
- Обратите внимание на то, в каких случаях ваш партнер проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей;
- Старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо труднодоступных местах;
- Выучите наизусть телефоны милиции, кризисных комнат, соседей и друзей, к которым можете обратиться, будучи в опасности;
- Храните необходимые номера телефонов и документы в легкодоступном месте на случай, если придется срочно покинуть дом;
- Всегда носите с собой мобильный телефон либо телефонную карту при его отсутствии;
- Обязательно храните в безопасном месте сумку с одеждой, лекарствами, несколькими любимыми игрушками детей и другими вещами, которые вам обязательно понадобятся в случае кризиса;
- Старайтесь всегда иметь при себе некую сумму денег на непредвиденный случай либо надежных людей (друзей, родственников), храните отложенные вами деньги у себя;
- Определитесь с местом, где может быть оказана помощь вашим детям. Это может быть кризисная комната, ваши друзья либо соседи; научите детей тому, что в первую очередь они должны думать о своей безопасности;
- Обсудите со своими детьми поведение в момент опасности, отработайте специальные слова, которые будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом);
- Убедите своих детей, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия. Потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом);
- Спланируйте, как и на каком общественном транспорте вы доберетесь до места, где будете чувствовать себя в безопасности, либо всегда имейте при себе деньги на такси;
- Во время назревания конфликта избегайте мест в доме, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (кухни, например), и одновременно будьте близки к выходу из квартиры (дома).
- В ситуации, если к вам применят насилие, покиньте квартиру.
Методические рекомендации по своевременному выявлению и информированию о фактах насилия в отношении несовершеннолетних
Методические рекомендации по своевременному выявлению и информированию о фактах насилия в отношении несовершеннолетних
Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей от жестокого обращения могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей:
- право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31);
- ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26);
- право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).
Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.
Для выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетних законодательством Республики Беларусь определена система взаимодействия между органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. В нее входят: комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по труду и социальной защите, органы государственного управления здравоохранением, органы государственной службы занятости, органы внутренних дел, иные органы, учреждения и организации, в пределах своей компетенции осуществляющие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. №200-З "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и иными актами законодательства.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель взаимного информирования – раннее выявление и профилактика случаев насилия с несовершеннолетними, своевременное оказание социально-правовой, медико-психологической помощи, обеспечение безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних, подвергшихся насилию, повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимых форм помощи различными субъектами системы профилактики в сфере их компетенции.
Особую роль в выявлении фактов насилия на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения (в том числе для неорганизованных малолетних детей), которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.
Поскольку сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.
Поводом для вмешательства специалистов и изучения ситуации в семье может быть:
- информация от ребенка;
-информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
-информация от специалистов учреждений образования;
-информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
-результаты медицинского осмотра;
-дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.
1.Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних
Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.
1.1.Физические признаки
Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).
Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
- ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
- синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
- жалобы на боль и зуд в области гениталий;
- повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
- инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
- недержание мочи;
- болезни, передающиеся половым путем;
- беременность.
Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.
1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка
- странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
- чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
- сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
- необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).
1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении
трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
- внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
- частая задумчивость, отстраненность;
- постоянная депрессивность, грустное настроение;
- нежелание принимать участие в подвижных играх;
- непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
- терроризирование младших детей и сверстников;
- чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
- возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
- отчуждение от братьев и сестер;
- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
- рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
- утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).
1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки
- прогулы занятий в учреждении образования;
- внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
- неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
1.5. Изменения самосознания ребенка
- снижение самооценки;
- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
- саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
- мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.
1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов
- беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
- сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
- головная боль, боли в области желудка и сердца;
- навязчивые страхи;
- расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
2. Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии
- Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
- Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
- Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
- Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
- Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии. Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
- Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
- Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
- Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
- Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
- Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
- Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
- Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
- Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
- Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
- Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
- После окончания разговора сделайте подробную запись.
- Помните: интересы ребенка выше всего остального!
2.1. Что делать, если насилие обнаружено в учреждении образования или в ином социальном учреждении
- Проведите разговор с жертвой насилия, руководствуясь следующим: скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь, но не торопитесь быстро предлагать решения (заблуждение, часто встречающееся при разговорах с жертвами насилия, – желание как можно быстрее помочь ребенку).
- Обговорите с ребенком различные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми.
- Не обещайте никому не рассказывать об услышанном, но заверьте ребенка, что сначала Вы согласуете свои действия с ним. Обещайте постоянно его поддерживать.
Уделите внимание следующему:
а) поддержке и обеспечению спокойствия пострадавшего ребенка;
б) гарантии безопасности различным причастным лицам;
в) прекращению обстоятельств, при которых происходит сексуальное насилие;
г) выявлению того, каким образом вести разговоры с насильником и каким образом принимать к насильнику меры;
д) ставить или не ставить в известность других детей из учреждения о случившемся, и каким образом это сделать;
е) как вести себя с прессой (ставить ли в известность, как вести разговор, если СМИ узнали об этом);
ж) обеспечению поддержки привлеченных к делу специалистов; созданию продуманного плана действий по постановке в известность о случившемся различных причастных лиц.
Поскольку после обнаружения случая сексуального насилия складывается довольно сложная ситуация, рекомендуется использовать поэтапный план, включающий в себя вышеназванные и другие необходимые пункты. Составляя поэтапный план, учреждение фиксирует на бумаге договоренности и руководство к действиям. Среди всего прочего подобный план включает ответственных за выполнение мероприятий плана.
2.2. Чего не стоит делать
- не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);
- не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.
2.3. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:
- страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
- низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);
- чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
- отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
- стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
- отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
- любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).
Алгоритм деятельности специалистов учреждения образования в случае выявления сексуального насилия над ребенком
При выявлении случая насилия (либо подозрении о насилии) в отношении ребенка необходимо:
- Учреждение образования:
- педагогу, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя учреждения образования о произошедшем;
-руководителю учреждения образования - незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о случившемся в органы охраны детства отдела образования, спорта и туризма райгорисполкомов для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и органы внутренних дел для принятия мер реагирования;
-провести социальное расследование; признать несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
-в целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего необходимо: совместно с заинтересованными службами (учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, органов внутренних дел и др.) разработать индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от насилия (в течение двух рабочих дней с момента получения информации), включая работу с семьей несовершеннолетнего.
Примечание: если насильник является членом семьи (отец, отчим, брат), то необходимо экстренно изъять ребенка из семьи.
- Отдел образования, спорта и туризма:
-обследовать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;
- при необходимости принять решение об изъятии ребенка из семьи;
- в течение трех рабочих дней с момента получения первичной информации письменно проинформировать управление образования Минского облисполкома, приложив следующие документы: акт обследования условий проживания несовершеннолетнего, информацию о семье, результаты проведенного социального расследования, копию выписки решения Совета профилактики, копию индивидуального плана либо решения об изъятии ребенка.