Рекомендации учителя-дефектолога

Рекомендации для педагогов

Рекомендации для педагогов по обучению детей с задержкой психического развития:

  1. Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.
  2. Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.
  3. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их  выполнение.
  4. Обучать навыкам эмоционального самоконтроля.
  5. Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.
  6. Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу.
  7. Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.
  8. Стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
  9. Необходимо избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  10. Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований.
  11. Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.
  12. Стремиться к индивидуальному подходу к каждому ученику.
  13. Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, используя в процессе обучения элементы игры. Давать больше творческих, развивающих заданий и избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
  14. Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.
  15. В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.
  16. На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  17. Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).
  18. Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.

  

Рекомендации для педагогов по обучению детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью  (СДВГ)

  1. Ознакомьтесь с информацией о природе и симптомах синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности его проявлений во время пребывания ребенка в учебном процессе.      
  2. Для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства — планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.
  3. Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.
  4. В случае затруднений при выполнении классного задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.
  5. Задания следует разъяснять персонально или писать на доске.
  6. Детям с синдромом гиперактивности не стоит делать резкие замечания.
  7. Уроки необходимо строить по четко спланированному распорядку. На определенный отрезок времени ребенку дается лишь одно задание. Большое задание предлагается выполнить последовательно в виде частей, и педагог должен периодически контролировать ход работы над каждой из них, внося необходимые коррективы.
  8. Обеспечивайте для ребенка индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным. Например, через 20- минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса.
  9. Во время учебного дня предусматривается двигательная «разрядка»: каждые 15—20 мин. на уроке рекомендовано проводить физкультпаузы.
  10. Поощряйте ребенка.
  11. Обеспечьте для ученика возможность быстрого обращения за помощью. 12. Выполняя задание, такие дети часто не понимают, что и как они делают. 13. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать, работу.
  12. Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка, дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью более других нуждаются в похвале.

 

Рекомендации для педагогов по работе с детьми-аутистами

  1. Принимайте ребенка таким, какой он есть.
  2. Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
  3. Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
  4. Придерживайтесь определенного режима дня. v Соблюдайте ежедневные ритуалы.
  5. Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
  6. Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
  7. Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
  8. Дайте ему почувствовать принадлежность к классному коллективу. Не навязывайте поручения, но и не отвергайте.
  9. Обеспечьте вербальную похвалу за желательное поведение, особенно такое поведение, которое представляет собой трудность для конкретного обучающегося, например, разговор со сверстниками или не нарушение дисциплины в классе и т. д.

Рекомендации для педагогов по работе с детьми с ДЦП:

  1. В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).
  2. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость).
  3. Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.
  4. Особое место должны занять уроки ручного труда, рисование, так как, на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщённые приёмы умственной работы.
  5. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал следует объяснять на индивидуально-групповых занятиях.
  6. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.

 

Рекомендации для педагогов по работе с детьми с ОПФР:

  1. Создавайте в классе, в школе благоприятный психологический климат;
  2. Воздействуйте на ребёнка в соответствии с принципами лечебной педагогики;
  3. Не раздражайтесь, будьте терпеливы и настойчивы;
  4. Помните: максимум поощрения, минимум наказания;
  5. Требуя, учитывайте реальные возможности ребёнка;
  6. Каждому ребёнку – индивидуальный подход, индивидуально дозируйте темпы и объём работы;
  7. Учитывайте «зону ближайшего развития», постепенно увеличивайте и усложняйте нагрузку;
  8. Учите ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;
  9. Утверждайте позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;
  10. Строго следуйте режиму дня, недели, предупреждайте переутомление;
  11. Соблюдайте все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей в школе;
  12. Работайте в тесном контакте с врачом, медсестрой.

 

свернуть

Как организовать логопедические занятия с ребёнком дома

 

Домашние задания учителя-логопеда  направлены на  повторение и закрепление изученного.  

Прежде чем заниматься с ребёнком, взрослому необходимо прочитать все задания. Выбрать на данный момент те игры и упражнения, которые вызывают у ребенка интерес. Постепенно переходить к тем заданиям, которые менее привлекательны для малыша. Этот прием поможет поддерживать интерес ребёнка к выполнению упражнений. Практические задания за ребёнка не делать, а только помогать в случаях, если он не справляется с заданием, добиваясь положительного результата.

Для логопедических занятий дома у ребёнка должно быть выделено место: удобный стол, стул, настольное зеркало на подставке (не слишком маленькое), перед занятием вымойте руки себе и ребёнку, при необходимости используйте салфетку или носовой платок.

Занятия проводить ежедневно в течение 15-25 минут (в зависимости от возраста ребёнка и его самочувствия), из них: артикуляционная и дыхательная гимнастики -7-9 минут, пальчиковая - 3 - 5 минут, остальное время на задания по развитию речи и обучению грамоте.

При выполнении заданий исключить: насмешки, грубый тон, окрики, торопливость. Будьте последовательны, тактичны, настойчивы. Не идите на поводу у ребёнка:  «хочу» - «не хочу», а «НАДО».

Подбадривайте своего малыша, внушайте уверенность, что ребёнок обязательно научится говорить четко, ясно, грамотно и занятия будут интересны и продуктивны!

                Рекомендации по проведению

                артикуляционной гимнастики.

                                         

  • Упражнения выполнять обязательно перед зеркалом(ребёнок осуществляет контроль за органами артикуляционного аппарата при произнесении изучаемого звука).
  • Главным требованием является выработка умения:удерживать позу правильно, в течение определённого времени, например: под счёт от 1 до 5 или 10; все движения выполнять точно по инструкции; следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений.
  • Чтобы занятия ребёнку не наскучили, подбирайте к упражнениям весёлые названия Можно нарисовать или приклеить картинку-символ по названию упражнения.

Памятка при выполнении дыхательных упражнений.

  • Упражнения выполнять 4-5 раз, в положении стоя или сидя.
  • Одновременно дуть не более 10 секунд, затем сделать перерыв 5 секунд.
  • Вдохделать через носплечи и грудь не поднимать, щёки не надувать.
  • Выдох плавный через рот.
  • Расстояние ото  рта  до предмета, на который дуем, должно быть не менее 15 см.

Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики.

  • Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала

одной, затем другой, а в завершение - двумя руками вместе.

  • Взрослый контролирует правильную постановку кисти, пальцев рук ребёнка,

точность выполнения и переключения с одного движения на другое.

  • После каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы, кисть руки (потрясти

ими).

 

свернуть

Советы учителя-дефектолога родителям первоклассников

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Одно то, что вы сегодня читаете эти советы, показывает, что вы очень хотите помочь вашему малышу полюбить школу и успешно учиться.

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

Для того, чтобы процесс адаптации к школе у детей проходил легче, к началу школьного обучения у ребёнка должны быть сформированы:

1.Высшие психические функции (внимание, восприятие, мышление, память).

  1. Правильное звукопроизношение.
  2. Представление о звуковой системе языка (умение различать звуки на слух (фонематический слух), умение определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), умение самостоятельно придумывать слова на заданный звук (фонематические представления)). Не путайте букву со звуком. Звук - это то, что мы слышим, буква - это что мы пишем.
  3. В предложении первоклассник может назвать слова по порядку. Ребенок умеет отвечать на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?», «Какой?» и сам поставить вопросы к словам в предложении. 6-7-летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы.
  4. Должна быть развита мелкая моторика кистей рук.
  5. Умение ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве (право - лево).
  6. Должен быть широкий кругозор (дни недели, времена года, месяцы, классификация и т.д.).

Если устной речью ребенок овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. Проблема с почерком - довольно распространенная в начальной школе.

Навыки письма формируются позже умения читать или считать.

Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук). Что делать в этом случае?

Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию. Например, прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней - с внутренней стороны или с наружной.

Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку ("Одна клетка вправо, две вниз и т.д.").

Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок Puzzle ("паззлов"), складывание узоров из мозаики или других мелких предметов - спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы.

Многие из женских занятий очень полезны и для мальчиков. Ведь как раз у них-то гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем у девочек. Учите детей вышивать, плести из бисера, вязать (лучше взять толстые спицы и нитки). Поможет и традиционная мужская работа - забивание гвоздей, выпиливание, выжигание.

Но есть и более серьезные нарушения, когда школьнику трудно овладеть чтением и письмом (дислексия и дисграфия).

Дети с такими нарушениями допускают ошибки при чтении: пропускают буквы, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов и т.д. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них плохой почерк.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак).

Нарушения встречаются у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек.

Около 5–8 процентов школьников страдают нарушением чтения и письма.

Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу.

Для полноценного обучения письму и чтению ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и зрительно-моторное восприятие и внимание.

Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков.

Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции и требования. Старайтесь выражать их чётко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребёнка. В любой ситуации не пугайте его трудностями в школе.

В собственной речи чётко проговаривайте окончания слов, дайте ребёнку возможность услышать изменения окончания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например, это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.).

Обращайте внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы: глаголы, на примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.).

Привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов контекстной речи и изолированно, особенно сложных предлогов из-за, из-под (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спинку и т.д.).

Совершенствуйте грамматический срой речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

Обращайте внимание ребёнка на процесс приготовления пищи, её качества, состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печѐм, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зелёный, жёлтый).

Неоценима роль любимых игрушек в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие её обладателю.

Уважаемые родители, Ваша любовь, терпение и эти учебные рекомендации будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего ребенка.

 

свернуть

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи

 

Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации "рука-глаз", так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движение пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за речь.

  Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

 К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой либо аж в начальных классах.  Это выявляется при новой большой нагрузке  на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш, быстро записывать буквы и слова. 

 

               Как мы развиваем мелкую моторику рук у детей?

1.Игры с крупой.

ВЫКЛАДЫВАЕМ ДОРОЖКИ ИЗ КОСТОЧЕК ПОКА Я ЧИТАЮ

Детям предлагаем поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по чуть-чуть гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать. Интересно наблюдать за детьми: каждый делает это по-разному. Кто-то берёт крупу двумя пальцами, кто-то просто двигает её по листу.  Иногда делаем это на время.

Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь.

Насыпаем в кружку  сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком.

Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами – набирает целую горсть. Можно делать это и двумя руками.

 

2.Разверни фольгу

РАЗВОРАЧИВАЕМ ОРЕХ

 

3.Игры со счётными палочками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки или спички ( без серы).

«Сложи колодец»

«Выложи картинку»

«Выложи геометрическую фигуру»

 

  1. Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

 Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике

 

5.Игры с конструктором Лего

Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

 

6.Сухой бассейн

ИЩЕМ В КОСТОЧКАХ ГЕИМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И НАЗЫВАЕМ ИХ

Дети любят играть в сухом бассейне (из крышек, из бумажек, из шаров, из орешков). Там спрятаны мелкие игрушки от киндер-сюрпризов, геометрические фигуры, картинки,  которые ребята с большим интересом ищут в большом количестве пробок и крышек.

 

7.Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. 

ШНУРУЕМ И ЯБЛОКО

Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа».

Способствуют развитию речи.

Развивают творческие способности.

Развивают усидчивость, внимание, терпение.

Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений.

 

  1. Рисование – любимое занятие.

Не обязательно нужно рисовать на листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте…

        А можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги, печаткой.

 (показать наше осеннее дерево)

  1. Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография – всё это перенесёт детей в чудесный мир пластилинового царства… При этом мы попутно будем развивать и мелкую моторику руки.

ЛЕПИМ ПЧЁЛКУ

 

10.Игры с бумагой

Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография – всё это перенесёт детей в чудесный мир пластилинового царства… При этом мы попутно будем развивать и мелкую моторику руки.

 

11.Игры с природным материалом.

Для детей уже не секрет, что из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук.

 

  1. Пазлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, цветовосприятие.

 

  1. Мозайка – игра, которая была у каждого в детстве. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию

СКЛАДЫВАЕМ ТЕТРИС

 

  1. Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.

ДЕЛАЕМ «НА ДВЕРИ ВИСИТ ЗАМОК»

 

15.Массаж кистей рук и пальцев

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

        Массажные шарики су-джок  и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней.

ДЕЛАЕМ МАССАЖ

 

16.Развитие графической моторки.

ДОМОЙ ЛИСТЫ

 

Вывод

Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития ребёнка. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, мелкую моторику нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.

 

Литература

  1. Жукова Н. С. «Преодоление недоразвития речи у детей»
  2. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. «Степени общения: от года до семи»
  3. Дарвиш О.Б. «Возрастная психология»
  4. Холмовская В.В «Воспитание и обучение детей пяти, шести лет»
  5. Фомина Л.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»
  6. Кольцова М.М «Развитие моторики»
  7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
  8. Гризик Т.И. «Детство и отрочество»
  9. Справочник старшего воспитателя.
  10. Журнал «Дошкольное воспитание» 2007г.
  11. Журнал «Дошкольное воспитание»2006г.
  12. Дубровина И.В. «Готовность к школе, развивающие программы»
  13. Данилова Е.Е. «Психология»
  14. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
  15. Выгодский Л.С.

 

свернуть

Советы учителя-дефектолога для законных представителей учащихся

     В большинстве случаев родители обращаются за консультацией к специалистам, когда ребенку исполняется 6-7 лет, при возникновении первых проблем со школьной успеваемостью. Однако рекомендуется проводить диагностику гораздо раньше.

На что стоит обратить внимание:

(чтобы не "пропустить" наличие особенностей психофизического развития, не упустить драгоценное время и при необходимости начать коррекцию как можно раньше)

1) отставание от сверстников в психоэмоциональной сфере: как правило, проявляется в отсутствии самоконтроля, серьезных перепадах настроения, замкнутости и излишней эмоциональной стеснительности;

2) проблемы с концентрацией внимания: ребенок не способен концентрироваться на каком-либо занятии, часто отвлекается и переключается на что-то другое, при этом и другое занятие не способно занять на длительное время;

3) проблемы с восприятием окружающей действительности: ребенок не узнает предметы, не распознает простые схемы и контуры рисунков;

4) отклонения в развитии памяти: отсутствует познавательная активность, свойственная ровесникам, быстро забывает пройденный материал, правила игр и т.п. В игровой же деятельности ребенок склонен к однообразным действиям, сюжет не отличается разнообразием;

5) проблемы с развитием речевых навыков: проявляется в скудном словарном запасе, сложностях в связной речи, нарушениях грамматической стороны речи;

6) общее отставание в развитии, отсутствие навыков мыслительного процесса;

7) проблемы с развитием мелкой моторики.

     Если Вы заметили замедления темпов развития моторики или речи у ребенка, появление проблем с памятью и вниманием, если обнаружились трудности с усвоением обучающей программы в детском саду, то, скорее всего, Вашему малышу показана диагностика с целью выявления симптомов, причин проблем, и если таковые обнаружатся, то назначение специальной программы обучения, соответствующей потребностям и возможностям ребенка.

 

 

свернуть

Советы родителям

ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?

Делайте!

* Радуйтесь Вашему малышу.

* Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.

* Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.

* Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

* Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

* Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.

* Установите четкие и жесткие требования к ребенку.

* Говорите с малышом короткими фразами.

* В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.

* Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

* Говорите медленно.

* Будьте терпеливы.

* Сначала спрашивайте «что»; «почему» спросите, когда малыш подрастет.

* Каждый день читайте ребенку.

* Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

* Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.

* Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.

* Поощряйте игры с другими детьми.

* Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.

* Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите «куличики» из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.

* Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

* Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.

* Если ребенок начал что-то коллекционировать — кораблики, машинки, крышки от бутылок — или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.

* Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

* Не теряйте чувства юмора.

* Играйте с ребенком в разные игры.

* Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Не делайте!

* Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, — другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.

* Не задавайте слишком много вопросов.

* Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

* Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.

* Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.

* Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это».

* Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше сказать просто: «Она синяя».

* Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

* Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.

* Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.

* Не ожидайте от ребенка понимания:

всех логических связей;

всех Ваших чувств («Мама устала»);

абстрактных рассуждений и объяснений.


* Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.

* Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

 

свернуть

Речевое развитие ребенка

 

 

Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.

2-3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление — произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

7-9 мес. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.

9-11 мес.   Малыш подражает звукам речи взрослых.

11-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т. д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).

2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.

Вы познакомились с этапами речевого развития ребенка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста.

Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.

Будьте внимательны!

Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:

•        К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.

•        К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.

•        К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.

•        К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.

•        К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.

•        К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.

•        К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.

•        К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».

•        К1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.

•        К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.

•        К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».

•        К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

•        В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

 

Развиваем мелкую моторику

Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику) ?

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.

Проверьте, умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки? Знает ли он названия пальцев рук?

 

 Познакомьтесь с играми и упражнениями, которые способствуют развитию тонких

движений пальцев рук

1.     Разнообразные пальчиковые игры.

 Например, взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок поочередно загибает пальчики на правой руке, затем на левой.

 Пять пальцев на руке твоей

Назвать по имени сумей.

Первый палец – боковой –

Называется БОЛЬШОЙ.

 

Палец второй –

Указчик старательный, -

Не зря называют его

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.

 

Третий твой палец –

Как раз посредине,

Поэтому СРЕДНИЙ

Дано ему имя.

 

Палец четвертый

Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.

Неповоротливый он

И упрямый.

 

Совсем как в семье,

Братец младший – любимец.

По счету он пятый,

Зовется МИЗИНЕЦ.

 

2.Работа с пластилином, ножницами, бумагой; рисование цветными карандашами.

 3. Можно поиграть с разноцветными прищепками. Для этого вырежьте из картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг для ежика, треугольник для елочки и т.д.) Попросите ребенка придумать что-нибудь.

 4. Увлекательно проходит игра со спичками:

- можно выкладывать узоры по образцу;

- по памяти;

- придумать самостоятельно из определенного количества спичек. 

5. Выкладывание узоров, букв из пуговиц, крупы. Один из вариантов игры: выкладывание разными пальчиками (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным).

С пятилетнего возраста ребенок может работать с нитками и иголкой под контролем взрослых.

6.   Игры в лото, мозаику, пазлы.

 

                ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА?

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

 

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

 

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. («Сказка о Веселом язычке»). На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.

Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками - символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).

 

Рекомендации к проведению упражнений:

• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

• Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

• В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.

 

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

 

Некоторые из артикуляционных упражнений:

 

 «Лопаточка»

Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, язык не высовывался далеко. 

«Иголочка»

Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

 «Улыбка»

Зубы сомкнуты, губами имитируется произнесение звука [и].

 

«Горка», «Киска сердится»

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка оставался за зубами, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

 «Чашечка»

Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок»

Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать).

свернуть

Положение ребёнка с ОПФР в семье и его отношения с родителями

 

Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов практикуемых в общении с ним. Особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Роль родителей детей с нарушениями развития трудно переоценить и тогда, когда он живёт дома и в силу глубины заболевания или сложившихся жизненных обстоятельств ребёнок находится в специальном учреждении. Многие родители прилагают просто титанические усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка. Максимально возможное развитие возможно при соблюдении ряда условий. К ним относятся: возможно более раннее начало коррекционной работы, благоприятная семейная обстановка и тесная связь специальных учреждений с семьёй.

Если возникают воспитательные проблемы с ребёнком с ОПФР, то причины этого не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним. Если родители стыдятся странностей своего ребёнка, им, возможно, трудно будет любить его в той мере, чтобы он чувствовал себя спокойно и в безопасности. Не следует думать, что ребёнок с ОПФР – это несчастный ребёнок! Наоборот, их отношение их отношение к людям проникнуто сердечностью и нескрываемой радостью. И всякие высказывания типа «бедные несчастные дети» неуместны.

Ребёнку необходимо, чтобы его любили и ценили за его привлекательные качества.

Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к состоянию «паники и трагической обречённости». Часть родителей отказывается признавать диагноз. Это может быть результатом неадекватного оценивания состояния ребёнка или следствием опасения испортить будущее своему ребёнку «ярлыком» умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана отношением общества к людям с ОПФР. Многие родители детей с синдромом Дауна и другими тяжёлыми отклонениями в развитии в первую очередь обеспокоены тем, сможет ли ребёнок обучаться в массовой школе. Когда дети подрастают, родители начинают понимать и принимать преимущества и необходимость специального коррекционного обучения. Однако это не избавляет семью от стресса.

Семья, имеющая ребёнка с ОПФР, на протяжении жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами, это чередование «взлётов» и «падений». Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти состояния. При тяжелых нарушениях интеллекта, особенно сильно переживается родителями наступление совершеннолетия ребенка. К сожалению, специалисты часто недооценивают тяжесть этого семейного кризиса по сравнению с более ранним, связанным с установлением диагноза, и констатацией крайне ограниченной способности ребенка к обучению.

При появлении в семье ребенка с ОПФР у родителей, как правило, возникает чувство безнадежности, понижается самооценка, может появиться дисгармония в супружеских отношениях. Такие семьи часто распадаются. В этих семьях отцы склонны винить жену в рождении больного ребенка даже в тех случаях, когда достоверно знают, что причина кроется в них.  

Иногда психологическая обстановка может ухудшиться, если у ребенка с отклонениями в развитии, на ряду с его основным заболеванием, могут появиться эпизодически или наблюдаться достаточно стойко различные осложняющие расстройства. Так, у тяжело умственно отсталых детей, особенно в периоде полового созревания, могут возникать разнообразные состояния декомпенсации в виде повышенной психомоторной расторможенности, агрессивного поведения и т.п.

Известны ситуации, когда у родителей формируются, так называемые рентные установки. И тогда они не только заинтересованы в пересмотре диагноза, но и требуют повышения социального статуса ребенка, семьи, ожидая от общества только материальной поддержки. Все перечисленные реакции носят неконструктивный характер и могут выступать препятствием на пути адаптации как самого ребенка так и родителей.

свернуть

Рекомендации педагогам, которые работают с детьми с трудностями в обучении

 

 

1.  Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребёнком, комфортный психологический климат в классе.

2.   Использовать похвалу, одобрение, замечать малейшее продвижение в учебной деятельности, использовать позитивное подкрепление.

3.  При организации групповой работы на уроке не включать в группу явно более сильных детей в учебном плане

 4.  По результатам деятельности давать как можно более определенные оценки с акцентом на позитивных сторонах.

5.  Создавать условия для повышения самооценки через сотрудничество с ребенком.

6.  Поддерживать позитивную мотивацию через: создание проблемных ситуаций; стимулирование активности на уроках.

7. Проводить поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

8. Давать доступные инструкции (устно или в письменном виде) при выполнении ребенком самостоятельной работы. Инструкция не должна быть многоступенчатой, лучше предъявлять её детально. Словесная инструкция может быть визуализирована.

9. При устных ответах предлагать пользоваться планом-схемой.

10. Использовать «подсказки» для распространения ответа ученика на уроке.

11. Предоставлять возможность работать на уроке в удобном для ребенка темпе.

12. Разрешать пользоваться калькулятором, словарем, числовым лучом, таблицей умножения и т. п.

13.  Формировать целенаправленную деятельность:  

    предварительная ориентировка в задании, анализ инструкции к заданию; работа над планом деятельности, определение конечной цели и выбор средств для достижения этой цели; коррекция импульсивности: запрет необдуманных ответов, поощрение только в случае результативного ответа.

14.   Вырабатывать навык самоконтроля.

15.   Соблюдать чередование видов деятельности на уроке.

свернуть

Типы неправильного воспитания детей с ОПФР

 

 

   

  1.  Потворствующая гиперопека.

Ребёнок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Поблажки делаются даже тогда, когда они вредят ребёнку. Родители сковывают инициативу ребёнка чрезмерной заботой и предупредительностью.

В результате он не может действовать самостоятельно и в трудных ситуациях подвернётся опасности в той же степени, что и брошенный ребёнок.

  1.      Доминирующая гиперопека.

Ребёнок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Последствиями такого воспитания будут такие качества личности ребёнка, как покорность, зависимость, мнимая агрессивность, отсутствие дружелюбия. В подростковом возрасте такое воспитание усиливает эмансипации и обусловливает аффективные реакции.

  1.      Эмоциональное отвержение.

Родители безразличны к судьбе ребёнка. Эта трагическая ситуация может быть вызвана и нежелательной беременностью, и нежелательным полом ребенка, другими обстоятельствами, которые приводят к тому, что родители отталкивают ребенка. Не внимательность, безразличие к его нуждам, к тому, где он и что с ним, может доходить до жестокости родителей. Родители не проявляют эмоциональной теплоты в общении с ребенком, не способствуют созданию для его физического комфорта. Детское поведение, связанное с переживаниями, встречается с раздражением и обычно пресекается. Такая уродливая позиция родителей приводит к эмоциональной недоразвитости ребенка, провоцирует развитие агрессивности и преступных наклонностей.

  1.      Повышенная моральная ответственность.

Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребёнку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нём. Родители любят не самого ребёнка, а его соответствие своему внутреннему образу. Такой стиль приводит к невротическим состояниям, стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.

  1.      Гипопротекция (гипоопека)

Ребёнок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Как правило, родители не знают где находится, что делает их ребёнок, они не понимают его нужд, трудностей и опасностей, подстерегающих его, не способны своевременно и эффективно помочь ему.

  1.      Непоследовательный тип.

Родители осуществляют резкую смену стилей, приемов воспитания, переходя от строгости к морализму и, наоборот, от внимания к ребенку к эмоциональному отвержению.

  1.      Воспитание в культе болезни.

Жизнь семьи целиком посвящена больному ребенку. Родители, сотворившие из больного ребенка кумира для себя, станут убедительно доказывать, что живут ради детей. Навязывание этой роли можно наблюдать даже тогда, когда долго болевший ребенок выздоравливает. Однако кто-то в семье продолжает считать его слабым, болезненным. Взрослому не хочется менять сложившийся стереотип взаимоотношений с ребенком. Легче общаться с ним как с больны, чем искать новый способ общения. В такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, капризным, ипохондрически настроенным.

 

 

 

свернуть

Возрастные особенности речевого развития 6-7 лет