Психолого-педагогическое сопровождение высокомотивированных и одаренных обучающихся
План психолого-педагогического сопровождения одарённых учащихся
Сопровождение одаренного ребенка в учебном процессе предполагает систему личностно-ориентированного образования, под которым понимается образование, обеспечивающее развитие, саморазвитие и продуктивную самореализацию личности ученика, происходящую с опорой на его индивидуальные особенности, как субъекта познания и предметной деятельности.
Цель – содействие условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, их личностной и социальной самореализации.
Задачи:
Создание системы выявления и работы с одаренными учащимися.
Оказание помощи талантливым детям посредством проведения тренинговых занятий, внеклассных мероприятий, направленных на развитие критического мышления, инициативности и творчества.
Знакомство учителей и законных представителей с особенностями развития одаренных детей.
Проведение конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций и других видов деятельности, позволяющих обучающимся проявить свои способности.
План психолого-педагогического сопровождения
одарённых учащихся
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
Ответственный |
Работа с учащимися |
|||
1. |
Выявление одаренных учащихся, изучение психологических особенностей ( IV-XI классов) |
Октябрь-ноябрь |
Педагог-психолог |
2. |
Изучение сферы интересов и склонностей (VII-IX классов) |
Март-апрель |
Педагог-психолог |
3. |
Тренинговые занятия, направленные на развитие творческих способностей (IV-VII классы) · «Кто я такой и чего я хочу?» ·«Талант и способности» · «Сильные и слабые качества личности» ·«Я могу, я смогу, я умею!» |
Ноябрь-февраль
|
Педагог-психолог |
4. |
Тренинговые занятия, направленные на снятие психологического напряжения (IV-XI классы) ·«Научись преодолевать стресс» · «Приручи свой гнев» ·«Саморегуляция эмоционального состояния» |
Март-май |
Педагог-психолог |
5. |
Консультация «Стресс в нашей жизни» (IX-XI классы) |
Апрель-май |
Педагог-психолог |
Работа с родителями |
|||
6. |
Тематические консультации для родителей «Детская одаренность. Пути развития способностей младших школьников» (III-VI) Особенности подросткового возраста» (VIII-IX) «Конфликты одаренных детей и подростков» (VIII класс) «Как найти общий язык с подростком» (IX-XI классы) «Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности» |
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май |
Педагог-психолог
. |
Работа с педагогами |
|||
7. |
Консультирование педагогов по запросу |
В течение года |
Педагог-психолог |
8. |
Рекомендации учителям по работе с одаренными детьми |
В течение года |
Педагог-психолог |
9. |
Тематические консультации для педагогов: «Основные представления об одаренности» «Как правильно организовать работу с одаренными детьми?» «Работа классного руководителя по развитию и поддержке интеллектуально-творческих способностей учащихся» «Трудности одаренных детей» |
Ноябрь
Январь
Март
Май |
Педагог-психолог |
Рекомендации родителям одаренных детей
Рекомендации родителям одаренных детей
Одаренные дети – дети, обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности.
Широко распространено мнение о том, что одаренные дети, обладая большими способностями, могут добиваться всего сами. Это не всегда так!
В зависимости от возраста ребенка выделяют три категории одаренности:
1.Дети, выделяющиеся необычно быстрым темпом умственного развития, высоким уровнем интеллекта в целом (такие дети относительно чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрастах).
2.Дети с обычным интеллектом, но резко выделяющиеся в определенных видах занятий (например, в математике или какой-нибудь другой области науки). Такие дети могут обнаруживаться в подростковом возрасте.
- Дети, которые пока не достигают успехов в каких-либо видах учения или творческих занятий, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью суждений, незаурядными умственными резервами. Это случаи, когда можно говорить о потенциальной, или «скрытой», одаренности. Умственные возможности таких учащихся нередко раскрываются уже в старшем школьном возрасте.
Особенности, которые можно заметить у Вашего ребенка:
1.Интеллектуальный тип. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, склонны к философскому осмыслению материала. Для них характерен высокий интеллект, развитый ум, благодаря которому они легко усваивают разные предметы. Они умеют самостоятельно получать знания и сами читают дополнительную литературу.
2.Академический тип. Дети данного типа также отличаются высоким интеллектом, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще учиться. К числу академически одаренных учащихся часто относятся медалисты.
3.Художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует, однако, есть и ребята лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.
4.Креативный тип. Выражается в нестандартности мышления, непохожем на других взгляде на мир. Нежелание этих детей идти «в ногу» со всеми остальными и является основой их одаренности, на которой и строится их нестандартное видение мира. Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.
5.Лидерская или социальная одаренность характерна для детей, обладающих способностью понимать других людей, строить с ними отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.
- Психомоторная или спортивная одаренность. Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.
Если Вы заметили у Вашего ребенка признаки одаренности
Во-первых, не ограничивайте ребенка школьными рамками, а развивайте его интересы и ставьте перед ним новые, увлекательные задачи.
Во-вторых, Вам следует уделить специальное внимание проблеме развития и воспитания своего одаренного ребенка, искать информацию, как в литературе, так и в общении с другими родителями и специалистами.
В-третьих, постарайтесь посвятить неделю тщательному наблюдению за ребенком, за его интересами и ежедневными занятиями. Это поможет определить направления, в которые лучше всего вкладывать время и силы. Пусть любознательность ребенка поможет Вам определить, какие интересы Вы должны развивать и какие задачи ставить. Дневниковые записи в течение недели могут обнаружить перегруженность ребенка регламентированными занятиями, так что на размышление или импровизированные мероприятия у него вовсе не остается времени. Если это так, возможно, Вам стоит пересмотреть мотивацию ребенка в занятии тем или иным делом. Более всего, ребенок хочет радовать Вас и быть любимым Вами, поэтому часто занимается чем-то, чтобы доставить Вам удовольствие.
С этих позиций следует помнить о том, что ребенку необходимо действительно свободное время. Просто помечтать или «поболтаться» может быть для ребенка полезной сменой темпа.
В-четвертых, Вам следует рассмотреть три фактора, способствующих отличным достижениям: способности, возможности и индивидуальность. Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой или математической легкости, или к художественному творчеству являются одним из параметров одаренности.
Выдающиеся способности одаренного ребенка должны быть восприняты и оценены окружающими людьми.