Музей Боевой славы

  В школе 17 лет работает музей Боевой славы, в котором собраны материалы о ветеранах Великой Отечественной войны , которые проживали в нашем Заводском районе.  Экспозиции собраны бывшими и нынешними учащимися, их родителями и учителями. Руководит работой музея учитель Василевская Ирина Петровна. 

  В  музее проводятся экскурсии по темам:

партизанское движение на Брестчине;

пограничники в обороне крепости;

коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны;

освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков;

освобождение Европы.

  В музее проводятся уроки Мужества,  классные часы, уроки, прием в пионеры. Вручение билетов членам ОО "БРСМ".

ПРИГЛАШАЕМ ПОСЕТИТЬ НАШ МУЗЕЙ!

Мероприятия в музее

Квиз «И все о той войне»

Квиз «И все о той войне»

Целевая аудитория: учащиеся 4-5 классов.

Используемые технологии: игровая, информационно-коммуникативная,

Цель: формирование патриотизма и любви к своей земле, Родине, уважение к старшему поколению.

Задачи:

  • заинтересовывать и привлекать учащихся к деятельности музея через творчество, подталкивая их придумывать интересные и творческие формы работы;
  • создавать возможности для самореализации учащихся, давая возможность им выступить в роли ораторов, экскурсоводов;
  • организовывать игровую форму деятельности, способствующую развитию познавательной и творческой активности учащихся;
  • формировать  патриотические чувства и представление о героизме, желание помнить о подвигах защитников Родины;
  • развивать воображение, наблюдательность, любознательность, кругозор, умение работать в команде;
  • воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому своего народа, уважение к историческим событиям.

Оборудование: презентация; экспозиции школьного музея Боевой славы; конверты с пазлами «Памятники и монументы Бреста» (по количеству групп); конверты с фотографиями ветеранов Великой Отечественной войны и буквами (по количеству групп); конверты с заданием QR код;  музейные  экспонаты (каска, котелок, фляга, саперная лопатка); чёрный ящик; видеозапись воспоминаний Гасипук Л.В.; бланки для ответов учащихся и жюри.

Данное мероприятие представляет собой игру – квиз.   Игра делится на несколько раундов, в каждом из которых заранее заявляют определенное количество вопросов. Ответы пишутся на бланке,  победитель определяется по набранному количеству очков, которые даются только за правильные ответы.  Вопросы и задания   подобраны таким образом, что будут под силу учащимся. В квизе могут принимать участие 2 – 4 команды по 6 человек. В качестве ведущих выступают учащиеся, посещающие объединение по интересам «Экскурсоведение» и педагог.

 

Ход мероприятия

 

Звучат фанфары.

Ведущий 1:     Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Наш  встреча  «Мы этой памяти верны» посвящен тем людям, которые в те далекие годы встал на защиту своей земли. Великой Отечественной войны.

Ведущий  2: Четыре долгих года шла   самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, наш народ вступил в жестокий бой с врагом. Миллионы жизней советских людей унесла война.

Ведущий 1: Всё дальше, от нас грозные героические годы войны. Но время не властно предать их забвению, выветрить из народной памяти.

Ведущий 2: Мы не имеем права забыть ужасы той войны, чтобы они не повторились вновь. Мы храним благодарную память о тех, кто защитил и спас нашу Родину.

Ведущий1:

Чтоб окунуться в прошлое не надо

Машину времени, поверь, изобретать.

Переступи  порог   музея славы,

И кажется — здесь можешь много нового узнать.

Учитель: Сегодня мы с вами собрались в музее Боевой славы, чтобы поучаствовать в интеллектуальной игре «И всё о той войне». В игре будут участвовать 3 команды из IV классов.     Игра  будет связана с событиями Великой Отечественной войны, теми людьми, которые были участниками и свидетелями этой страшной войны. Вам необходимо будет показать свои знания о тех событиях.

Затем ведущий (учитель) объясняет правила игры. Игра состоит из 7 раундов разной сложности и направленности. На столе у каждой команды есть бланки, в которые они вносят свои ответы. После завершения каждого раунда бланки сдаются жюри. Убедившись, что все бланки сданы ведущий зачитывает правильные ответы, которые также представлены на слайде. Во время работы жюри идет проверка выполнения заданий раундов.

Все вопросы к квизу находятся в презентации. Ведущий озвучивает вопрос. Участники также могут их прочесть на экране.

РАУНД 1 Разминка «Учат в школе»

Раунд состоит из 6 вопросов. Максимальное количество за раунд 6 баллов.

  1. Запишите, когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)
  2. Кто первым встретил фашистских захватчиков? (Пограничники.)
  3. Что военнослужащие носят на плечах? (Погоны.)
  4. Какая крепость является единственной крепостью-героем на территории бывшего Советского Союза? (Брестская крепость-герой.)
  5. Какое оружие называется женским именем? (Впервые вступили в бой под Оршей - Катюша.)
  6. Запишите дату освобождения нашего родного города. (28 июля 1944 года)

         Раунд 2 «Фотовопросы»

         Раунд  состоит из 5 вопросов.  Максимальное количествоза раунд  5 баллов. Демонстрируются слайды с изображением мемориального комплекса «Хатынь» [1], мемориальный комплекс «Курган Славы» [2], монумент «Жажда» [3], памятник героям-пограничникам Брестская крепость  [4], Памятник Братская могила воинам – освободителям Бреста [5].

         Раунд 3 «Продолжи пословицу»

         Раунд состоит из 4 вопросов. Максимальное количество за раунд 4 балла

  1. Тяжело у учении - легко … в бою.
  2. Жить – Родине … служить.
  3. Тот герой, кто за Родину …. горой.
  4. Одна у человека мать, одна и …. Родина. [6]

         Раунд 4 «Война в камне»

         Каждая команда получает конверт с пазлами монументов и памятников г. Бреста (монумент  «Мужество» Брестская крепость-герой [7], Холмские ворота Брестская крепость-герой   [8], памятник освобождению г. Бреста площадь Свободы [9]). Команды складывают пазл, на бланке записывают название и место расположения данного объекта. Максимальное количество за раунд 2 балла (сложенный пазл, название объекта).

         Раунд 5 «Навечно в памяти народной»

         Каждая команда получает конверт с фотографией ветерана Великой Отечественной войны, набор букв. Снимок сделан в годы войны или после окончания Великой Отечественной войны. Команды в экспозициях музея находят фотографию ветерана, складывают его фамилию, называют экспозицию. 1 команда  - Гасипук Лидия Владимировна,   сообщение о кратких биографических сведениях, просмотр видео воспоминаний   [10],   [приложение 1].

2 команда – Февралев Анатолий Федорович, сообщение о кратких биографических сведениях  [приложение 2].

3  команда – Кругликов Константин Максимович, сообщение о кратких биографических сведениях [приложение 3].

         Максимальное количество за раунд 2 балла (фамилия, название экспозиции).

         Раунд 6 «Черный ящик»

В черном ящике находится музейный предмет из основного фонда музея. Каждая команда по очереди задает вопрос таким образом, чтобы ведущий мог ответить только «да» или «нет». Раунд оценивается в 1 балл, который получает та команда, которая первой назовет музейный предмет. Подготовленный учащий рассказывает о музейном предмете фляге [приложение 4].

Раунд 7 «Шифровальщик»

Каждой команде нужно отсканировать QR код, определить, что это за музейный предмет, найти его на выставке, назвать его и попробовать объяснить для чего он был необходим.

1 команда – котелок, 2 команда – каска, 3 команда – сапёрная лопатка [приложение 5].

Максимальное количество 2 балла (название объекта и его назначение).

Подведение итогов квиза осуществляется после 2, 4, 6 и 7 раундов. Награждение участников квиза.

 

Литература и интернет-источники

 

  1. https://yandex.by/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fstatic.guidego.ru%2F61d6a6a92a0eb1d72bb92b9f.1600x1200.jpeg&lr=153&pos=0&rpt=simage&text=фото%20хатынь%20мемориальный%20комплекс
  2. https://yandex.by/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fscontent-hel3-1.cdninstagram.com%2Fv%2Ft51.2885-15%2F285481519_105426905486824_5587267782805426764_n.jpg%3Fstp%3Ddst-jpg_e15%26_nc_ht%3Dscontent-hel3-1.cdninstagram.com%26_nc_cat%3D104%26_nc_ohc%3DrbxohzdgnSoAX8vcDcY%26edm%3DAABBvjUBAAAA%26ccb%3D7-5%26oh%3D00_AT-DuxhZlWsRBSACBr0FdeZOPtiLMY1ScF2tA88bp91j9Q%26oe%3D629FC912%26_nc_sid%3D83d603&lr=153&pos=4&rpt=simage&text=фото%20курган%20славы%20под%20минском
  3. https://yandex.by/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fsun968.userapi.com%2Fc857432%2Fv857432295%2F1ea9aa%2FwMxTmq9JBG0.jpg&lr=153&pos=12&rpt=simage&text=монумент%20жажда%20в%20брестской%20крепости
  4. https://yandex.by/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Ffotovmire.ru%2Fwpcontent%2Fuploads%2F2019%2F06%2F14700%2Fpamjatnik-voinam-pogranichnikam-v-brestskoj kreposti.jpg&lr=153&pos=0&rpt=simage&text=памятник%20героям%20пограничникам%20брестская%20крепость
  5. https://yandex.by/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fsun9-65.userapi.com%2FjgEYAmpzVD8pofrTxfA6yLYha4fZGn1fIIXRRA%2F5BfpubiD1sA.jpg&lr=153&pos=1&rpt=simage&source=serp&text=памятник%20братская%20могила%20воинам-освободителям%20парк%201%20мая%20брест
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2022/01/24/poslovitsy-i-pogovorki-o-rodine
  7. https://yandex.by/images/search?img_url=https%3A%2F%2F2wars.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2021%2F08%2Fimage5-11.jpg&lr=153&pos=1&rpt=simage&source=serp&text=монумент%20мужество%20в%20брестской%20крепости
  8. https://yandex.by/images/search?img_url=https%3A%2F%2F5koleso.ru%2Fwpcontent%2Fuploads%2F2019%2Fart%2Ffiles%2Fu159%2F2o8z5233.jpg&lr=153&pos=1&rpt=simage&source=serp&text=холмские%20ворота%20брестской%20крепости
  9. https://yandex.by/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fbrestobl.com%2Fturizm%2Fturizm%2Fturizm%2Fturizm2_21.jpg&lr=153&pos=0&rpt=simage&source=serp&text=памятник%20освободителям%20бреста
  10. https://youtu.be/8vaSKzi7f4o
  11. Материалы школьного музея Боевой славы.
свернуть

Положение о музее Боевой славы

ПОЛОЖЕНИЕ

о музее Боевой славы Государственного

учреждения образования «Средняя школа № 31 г. Бреста»

 

 

  1. Музей является тематической коллекцией. Профиль музея – военно-исторический.
  2. Местонахождение, почтовый адрес музея учреждения образования: 224020, Республика Беларусь, г. Брест, ул. Я. Купалы, д. 30/1.
  3. Музей в своей деятельности руководствуется Кодексом Республики Беларусь о культуре и Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о музее учреждения образования, Инструкцией о порядке создания и открытия музеев и экспозиций и другими государственными нормативными актами, а также настоящим Положением.
  4. Цели и задачи музея:
    • воспитание у учащихся патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа;
    • содействие и организация образовательного процесса;
    • проведение культурно-просветительской работы среди учащихся, законных представителей и общественности;
    • выявление, комплектование, учет, сохранение, изучение и популяризация музейных предметов, связанных с профилем музея.
  5. Музей учреждения образования принимает участие в выставках, конкурсах, смотрах, включается в программы патриотического и молодежного движения, районные и республиканские акции и конкурсы, представляя на них результаты работ юных исследователей по тематике музея.
  6. Общее руководство деятельностью музея учреждения образования осуществляет руководитель учреждения образования.
  7. Руководитель учреждения образования:
    • осуществляет контроль за организацией деятельности музея;
    • назначает приказом по учреждению образования руководителя музея из числа педагогических работников;
    • несет ответственность за обеспечение условий сохранности музейного фонда.
  8. Работа музея организуется на основе самоуправления. Руководит работой музея Совет музея, в который входят учащиеся и педагогические работники.
  9. Совет музея решает вопросы включения в фонды музея поступивших в процессе комплектования предметов, рассматривает и утверждает перспективный и календарный план работы, обсуждает основные вопросы деятельности музея.
  10. Работа актива музея учреждения образования организована по группам:

- поисковая группа – занимается сбором, систематизацией материалов и информации соответственно профилю музея;

- фондовая группа – занимается анализом и упорядочиванием фондов школьного музея;

- группа экскурсоводов – проводит обзорные и тематические экскурсии для учащихся, законных представителей и общественности.

  1. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея учреждения образования, назначаемый директором учреждения образования.
  2. Руководитель музея учреждения образования:
    • комплектует и организует работу ученического актива музея, с которым осуществляет учетно-хранительную, поисково-собирательную, экскурсионную и выставочную работы;
    • поддерживает связь: встречи, беседы, переписка со свидетелями, очевидцами, научными консультантами, представителями религиозных, общественных и государственных структур – и документирует полученные сведения в установленном порядке;
    • ведет учет в инвентарной книге подлинных материалов, поступающих в музей, обеспечивает их систематизацию, правильное хранение и экспонирование;
    • обеспечивает связь музея учреждения образования с музеями района, области и республики.
    • несет ответственность за работу музея по информированию педагогического коллектива и учащихся о деятельности музея.
  3. Все музейные предметы регистрируются в инвентарных книгах учета.
  4. Ответственность за сохранность фондов музея учреждения образования несет директор учреждения образования.
  5. Хранение в музее взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей категорически запрещается.
  6. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с существующим законодательством.
  7. Изменения и дополнения в положение музея учреждения образования вносятся общим собранием педагогического коллектива по согласованию с руководителем учреждения образования.
  8. Вопросы о реорганизации (ликвидации) музея учреждения образования, а также судьбе его коллекций решается советом учреждения образования и его администрацией по согласованию с вышестоящими органами образования. Для передачи фондов музея учреждения образования в государственный или общественный музей создается специальная музейная комиссия.

 

свернуть

О музее

История создания

 Школьный музей – средство гражданско-патриотического воспитания с одной стороны, а с другой – условие для создания педагогических ситуаций, развивающих три стороны личности школьника: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенно-практическую.

 Музей – институт социально-культурной деятельности, дополняющий и углубляющий работу учебно-воспитательного учреждения, включающего экскурсовода и посетителя в субъективно-объективные отношения, реализующие свои образовательно-воспитательные возможности при помощи средств педагогики сотворчества.

 В школьном музее в отличие от других музеев превалирует учебно-воспитательное начало, так как его аудиторией являются дети и подростки. Своей экскурсионно-просветительской деятельностью музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения. Этому способствует два принципиально важных фактора: во-первых, в центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и культуры; во-вторых, здесь проявляется феномен единств информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум  и чувства посетителей. В  музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление.

 Школьный музей не ограничивается поисково-собирательской и экскурсионно-просветительской деятельностью.  Работа в музее позволяет привлечь к активной деятельности многих школьников и превращает его в центр гражданско-патриотического воспитания в школе.

 Школьный музей – это не просто музейные экспозиции или выставки в стенах школы, а многообразие форм деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч.

 Открытию школьного музея предшествовала кропотливая работа поискового отряда, членов ОО «БРСМ», старшеклассников, педагогов, родительской общественности. Учащиеся  посещали ветеранов Великой Отечественной войны, их семьи с целью сбора воспоминаний, фотографий, личных вещей.  Сначала это был лишь уголок.  А 6 мая 2005 года наш музей принял своих первых посетителей. 

 

 

 

свернуть

Достижения

Информация об организации выставок и экспозиций на базе школьного музея Боевой Славы

 Учащиеся разных возрастных категорий посетили фотовыставку «Концлагерь «Красный Берег». Ребята узнали, что в этот лагерь называют в народе «Детская Хатынь», сюда помещались дети от 8 до 14 лет. Также посмотрели документальный фильм «Красный берег» (2013г   Телерадиокомпания «Брест» по заказу Белтелерадиокомпании). Мемориал «Памятник детям-жертвам Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)» в деревне Красный Берег Жлобинского района. Гомельская область. Беларусь.

 Учащиеся остались под впечатлением от рассказа педагогов о том, что именно в этой деревне располагался один из крупнейших детских ДОНОРСКИХ концлагерей. В нем содержались дети в возрасте от 8 до 14 лет, которых насильно отнимали у матерей в Жлобинском, Рогачевском, Стрешинском, Добрушском и других районах. У детей брали кровь для нацистских солдат и офицеров, а тех, кто оставался жив, отправляли в Германию. Выживали немногие. Таких концлагерей на территории Беларуси было 14.

 Учащиеся XI «Б» класса подготовили информацию о Центральной аллее. На входе - скульптура девочки-подростка с поднятыми вверх руками (бронза, автор А. Финский). Образ обреченности и надежды. Тут же невольно сжимается сердце. Страшно подумать, что пережили эти дети. Девочка с поднятыми вверх тоненькими руками... Она стоит на камешках красного цвета, символизирующих кровь детей. Центром композиции является «Площадь Солнца». «Лучи-аллеи» расходятся по всему яблоневому саду. Яблоневый сад был в цветах, пении птиц и редких солнечных лучах.

 Ребята X «А» класса рассказали об одном из лучей — «Луче Памяти» черного цвета, который является главным входом в мемориал и проходит через «Мертвый класс» из белых пустых парт и школьной доски. 21 белоснежная школьная каменная парта, один учительский стол и одна классная доска. Белые парты и черная доска. Уже никто и никогда не сядет за эти парты. По данным историков, в концлагере были замучены 1975 узников.

 Шестиклассники зачитали страшное письмо ребенка. Ком подступает к горлу... Это предсмертное письмо-завещание 15-летней Кати Сусаниной отцу. Его нашли, когда разбирали кирпичную кладку разрушенной печи в одном из домов в освобожденном райцентре Лиозно, что в Витебской области. На конверте стоял адрес: «Действующая армия. Полевая почта №… Сусанину Петру». В Лиозно эта девочка была в рабстве у одного важного оккупанта и 12 марта 1943 года, в день своего пятнадцатилетия, более не в силах терпеть издевательств, покончила жизнь самоубийством. Перед этим она написала письмо отцу, который был на фронте. Письмо было найдено в 1944 году. Оно не дошло до адресата.

 Сильное впечатление произвела выставка и рассказ о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

 

 

свернуть

Информационный материал по проведению мероприятия "Афганистан болит в моей душе"

Презентация песня «Гроза» 

 

Им бы звезды – не на погоны,

Не на могилы, не на грудь.

Им бы звезды неба родного

Да здоровья, да жизнь вернуть.

Нет, не трусили – погибали,

умножая мужество, славу, честь.

В гроб цинковый их одевали. Черной птицей летела весть.

Видео-отрывок «Хронология войны в Афганистане»

 Воевавшие дети не воевавших отцов – так часто говорят о воинах-интернационалистах. Случалось иногда и солдатам предшествующих поколений менять в магазинах автоматов холостые патроны на боевые, но впервые после сорок пятого по-настоящему убедиться, насколько хрупок наш мир, пришлось именно  “афганцам”.

Что мы знаем об афганской войне кроме нескольких песен   и телекартинки, выходящей танковой колонны с генералом Громовым на броне?

25 декабря 1979 года в 15.00 советские войска перешли границу Афганистана. Между тем Афган - это 500 тысяч советских солдат, прошедших через пекло боев.

 По официальным данным, из Брестской области в Афганистане служило 3120 человек, 58 – погибли, 72 вернулись инвалидами. Брестчан служило 1200, из них погибло 32 человека, вернулись инвалидами 25.

 

 

 

 

 20 апреля 1966 года в дружной семье Островских в г. Бресте родился мальчик, которого назвали Валерием. Валера рос послушным, добрым ребёнком, помогал родителям.

Любимым увлечением Валеры была рыбалка.

А какой был улов! Какую вкусную уху  варила мама! Часто все вместе гуляли в парке.

В средней школе № 22 был заводилой добрых дел, любил погонять мяч со своими одноклассниками.   На  пионерских сборах ему доверяли выступать первым. Он   ответственно выполнял поручения учителей и пионервожатых. 

         В 1983 году Валера закончил среднюю школу в городе Якутск, куда переехала его семья. Вскоре семья возвращается в г. Брест   в Заводской микрорайон.  В 1984 году Валерий был призван в армию.  

… До Афганистана Валерий Островский служил в Фергане, и мама , Людмила Михайловна, не раз приезжала к сыну. Однажды они зашли в магазинчик, где у прилавка выбирал  платок, уволенный в запас воин.

  • Знаешь, мама, - вдруг сказал Валера, - я, когда вернусь, обязательно подарю тебе французские духи.

Не довелось. В Афганистане его направили в роту связи водителем– электриком  сопровождать грузы.   Семнадцать выездов успел совершить Валера до первого ранения в ногу. Ему бы еще подлечиться, а он, знай, твердит: “Ребята гибнут. А я в госпитале отдыхаю. Нет, так не могу”. И двух недель не прошло, как занял Валера место погибшего водителя.

А через месяц горная дорога, по которому шла его колонна, вздрогнула от взрывов…

 

В километрах ста от Кабула, сжатый пятикилометровыми горными вершинами, находится перевал Саланг. Самый высокогорный перевал в мире. Тяжело взбирается к нему дорога. На нее холодно и высокомерно смотрят покрытые вечными снегами горы. Многие века эта дорога соединяла север Афганистана со столицей страны. Десятки тысяч тонн жизненно важных грузов, которые доставлялись раньше по сотням маршрутов, переправляются с севера через Саланг.

24 ноября 1985 года при перевозке грузов колонна, в составе которой двигалась машина Островского,  попала под обстрел в ущелье Саланг.

 Валера был тяжело ранен, но продолжал вести машину до укрытия.  

Не удалось душманам осуществить задуманное благодаря мужеству белорусского парня. По дороге в госпиталь Валера умер.

 

 

За мужество и героизм посмертно награжден Орденом Красного знамени,  медалью “Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа”.

 

 

 

 

 

Людмила Михайловна Островская частый гость в нашей школе. Нашему музею она передала летнее обмундирование своего сына. 

На гимнастерке комсомольский значок. Валера был военным специалистом 2 класса, совершил 2 прыжка с парашютом. 

 

Презентация песня «Письмо к матери»

Афганистан для нас навсегда,

Афганистан для нас – не просто страна.

Это слезы вдов и детей…

Это боль седых матерей…

Афганистан болит в душе, в душе моей.

 

 

свернуть

Тематическая экскурсия Партизанское и Подпольное движение на Брестчине

 22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, внезапно, без объявления войны напала на Советский Союз. По СССР был нанесен заблаговременно спланированный и тщательно подготовленный удар.

 22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на Советский Союз.

  Каждому немецкому солдату была дана инструкция, в которой было написано: «Убивай каждого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой мужчина или женщина. Убивай”.

Наш родной город стал одним из первых городов, который принял на себя удар фашистов. Вот что вспоминает очевидец тех событий  журналист Геннадий Будай. 22 июня1941 г. он находился в городе Бресте. Люди просыпались от сильного грохота. Казалось, все вокруг рушится. Над крепостью бушевало пламя. Серую полутьму разрывали вспышки снарядов. Воздух дрожал от рева самолетов. 

Брест выглядел безлюдным, израненным. На тротуарах – убитые во время артиллерийского обстрела люди. На одном из перекрестков у станкового пулемета, лежал красноармеец в нижней рубахе. Видно, поднятый по тревоге, он не успел надеть гимнастерку.

Бои происходили на железнодорожном вокзале, у военкомата, оборону которого возглавил майор Стафеев, оборонялась крепость.

Продвигаясь на восток, немецко-фашистская армия оставляла за собой руины, пепелища, людское горе.

С первых дней юноши и девушки не захотели принимать “новый порядок”, искали возможность, хоть как-то навредить врагу. И потому, не колеблясь, откликались на предложения коммунистов и активно включались в подпольную работу.

В Бресте уже в июле 1941 года из оставшихся в городе комсомольцев родилась подпольная  комсомольская организация, насчитывающая 18 человек. Комсомольцы собирались группами, слушали радиопередачи, от руки переписывали листовки, участвовали в организации побега военнопленных из фашистских лагерей”. Было немало и других групп, которые действовали разрознено и, к сожалению, попадали в руки гестапо.

Очень много сделали комсомольцы вместе с коммунистами и членами антифашистских пятерок по срыву вывоза молодежи в Германию. При их участии были организованы побеги из лагерей и с поездов в пути следования. Тогда многие благодаря этому избежали  страшной участи. Из тех, кому удалось бежать, одни ушли в партизаны, а другие, устроившись на работу к немцам, влились в ряды подпольщиков. 

  В подпольной группе Боровского  работал Давидюк Григорий Иванович.

  Григорий Иванович родился 1908 года в д. Березовка Брестского района в семье крестьян. Отец его рано умер, мать Мария Иосифовна одна поднимала на ноги 4-х сыновей: Павла, Петра, Григория и Даниила.

  Григорий Иванович закончил  7 классов и курсы водителей. С 15 лет начал работать.  

  В 1942 году      становится участником подпольного движения под руководством Боровского. С 1943 года Григорий Иванович – разведчик партизанского отряда им. Чернака. Вместе с ним в партизанский отряд ушла и его семья. До освобождения Бреста принимал активное участие у боевых и разведывательных операциях партизанского отряда. В 1944 году после освобождения Бреста бывший партизан был принят на работу водителем в облисполком, где добросовестно трудился до выхода на пенсию.

  За боевые действия в составе партизанского отряда и трудовую деятельность Григорий Иванович награжден медалями, неоднократно поощрялся вышестоящим руководством. В коллективе скромный, трудолюбивый человек пользовался заслуженным уважением и авторитетом.

  Одним из главных направлений деятельности белорусских партизан были операции на железных, шоссейных, грунтовых дорогах, водных путях, диверсии на железнодорожных узлах, разгром вражеских гарнизонов и опорных пунктов, уничтожение баз и линий связи. Это было не случайно. По территории Беларуси проходили важные железнодорожные и шоссейные магистрали, связывающие тыл Германии с фронтом.

  С первых же дней войны партизанские отряды по четко разработанному плану осуществляли крупные операции и на Брестчине. Первый отряд возник в Старосельском лесу Жабинковского района под командованием Шиканова и Чернака.

  Партизанами были разгромлены здания немецкой администрации, торфозавод в Тельмах, кирпичный завод в Гершонах, взрывались эшелоны с техникой врага. Партизаны сожгли склад, в котором находилась рожь для вывоза в Германию.

  Партизанский отряд им. Чернака действовал   в районе деревень Радваничи, Заболотье, Шебрин, Тельмы, хутора Романовские. 

  Связной отряда Чернака была Лидия Владимировна Гасипук.  Родилась Лидия Владимировна в г. Бресте в 1928 году в семье коммуниста, преследуемого поляками. Училась в единственной при польской власти русской школе, которая была платной. В семье не было денег, чтобы оплачивать учебу, т.к. отец не имел постоянной работы. Отец, Владимир Савельевич Шендрук, подрабатывал в школе на подсобных работах, заготавливал дрова, делал полочки, чинил парты. Мать – Мария Михайловна Шендрук –  стирала белье в большой польской семье. Детей в семье Лидии Владимировны было четверо.

 Лидия Владимировна вспоминала: «Война началась ночью. Первое время семья пряталась на улице Краснознаменной. Вскоре старший брат Евгений ушел в партизаны. Младший, Мстислав, погиб в первые дни войны».

  Дома было радио, и вся семья слушала новости. Девочка сидела на лавочке возле дома и смотрела по сторонам, а старший брат в это время записывал на листок, что происходило в городе. Если Лидия видела немцев, то стучала в стенку, и брат убирал радио в укромное место.

 В хозяйстве ее родителей были козы, которых надо было пасти. Пастбище находилось за мостом, куда немцы ее пропускали без проблем. Лидия Владимировна и воспользовалась этой возможностью. Она переносила

через мост партизанам оружие, медикаменты, листовки, а также ценные сведения о фашистах. Родители Лидии Владимировны также были подпольщиками, работали в разведгруппе Кохановского. Они выявили минные поля на подступах к Бресту.

 В начале июня 1943 года был создан партизанский отряд им. Фрунзе.  Разведчиком этого отряда был Федор Семенович Зятин. Родился Федор Семенович в 1928 году в деревне Стравляны Кобринского района. Здесь и прошло его счастливое детство. Для жителей этой деревни война началась 23 июня.  

 Через два года с друзьями Степаном  и Григорием пошел в отряд. Это был большой риск, так как немцы жестоко расправлялись с семьями партизан. Семьи его друзей расстреляли. Федора Семеновича, а также всю семью /отца и младшего брата/ спасла мать. Она поехала в Брест и написала письмо, что старшего брата забрали в Германию на работы.

В партизанах Федор Семенович занимался всем, чем был полезен, что не могли выполнять взрослые. В основном разведкой – узнавал, где немцы, их количество.

 В 1944 году часть отряда отправили в тыл, а Федор Семенович попал в Армию. Здесь его обучили и отправили на фронт. Не доходя до Варшавы, был ранен в ногу, лечился в госпитале в Южном.  

 После войны   окончил Киевское авиационное училище. Служил в Австрии и Венгрии. В звании капитана ушёл в отставку.  

 Одним из старших разведчиков в отряде Чернака был отец Нины Михайловны Троцюк.  Ее брат, которому было 14 лет,  также находился в отряде. Немцы, узнав, что отец и брат Нины Михайловны – партизаны, конфисковали хозяйство, сожгли дом. До осени семья пряталась в лесу. На

зиму перебрались в деревню Соботы. Эта семья всячески старалась оказать помощь партизанам. Когда деревню разбомбили, отец забрал Нину Михайловну с сестрой к себе в отряд. А позже она перешла в отряд Пономаренко. Партизаны уходили на задание, возвращались уставшие и голодные. И в этом отряде Нина Михайловна была незаменима. Она готовила обеды, стирала белье. Старалась подбодрить хорошим словом, улыбкой.

   Курсант учебной роты 44-го танкового полка 22-й танковой дивизии Анатолий Захарович Козлов проснулся в грохочущем аду. Одеваясь, вместе с другими выбежал к входной двери из казармы. Кто-то из лейтенантов предложил укрыться в подвалах. Но командир майор Квасс приказал: “По местам. К бою”. На то место, где должна была собраться рота Козлова, пришло еще 4 танка Т-26. Связи ни с кем не было, смогли двигаться только по Ковельскому шоссе. На 17-м километре забарахлил двигатель, и машина остановилась. В этом районе на дороге собралось до 80 человек, заняли оборону. В два часа дня появились немцы. После трех выстрелов Анатолия Захаровича танки остановились. Через некоторое время появились самолеты со свастикой, с воем и свистом стали пикировать на танки. Возле танка Козлова взорвалась бомба. Сорвало гусеницу. По приказу старшего лейтенанта все ушли в лес. Анатолий Захарович уходил последним, так как поджигал танк. Пройдя через лес, он не смог догнать своих. Недалеко от Кобрина увидел танки Т-26. Там как раз понадобился механик-водитель. И снова в бой.

 Очнулся Анатолий Захарович в лагере военнопленных в Бяла-Подляске. Пришел в себя. Из лагеря удалось бежать. Через лес, питаясь травой и ягодами, добрался до Пугачево под Брестом. Здесь семья Дмитрия Иосифовича Старосельца подняла его на ноги. Осенью чуть было не попал на каторгу в Германию. Убежал. Был ранен. Снова на помощь пришли местные жители.

 К весне 1942 года Анатолий Захарович и еще трое во главе с Черновым базировались  в лесу неподалеку Заболотских хуторов. Добывали боеприпасы, пускали под откос вражеские эшелоны. В марте 1943 года в       

Старосельском лесу соединились с отрядом Шиканова. Так Анатолий Захарович стал партизаном.

 Довелось ему командовать и партизанским взводом, ротой, а потом быть начальником штаба отряда им. Фрунзе Брестского партизанского соединения.                        

  Пустили партизаны вражеский эшелон – гитлеровцы потеряли много техники и вооружения. Взорвали мост на важной коммуникации – на фронт немцам не пошли нужные подкрепления. Разгромили гарнизон оккупантов – отвлекли части от фронта. А главное – партизаны создавали для гитлеровцев такую обстановку, что и тыл для них был настоящим фронтом.

 

 

 

 

 

 

свернуть

Обзорная экскурсия

ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ

 

(клип «Вставай страна огромная»)

         22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, внезапно, без объявления войны напала на Советский Союз. По СССР был нанесен заблаговременно спланированный и тщательно подготовленный удар.

         22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на Советский Союз.

         Каждому немецкому солдату была дана инструкция, в которой было написано: «Убивай каждого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой мужчина или женщина. Убивай».

         С первых дней на защиту Родины встали не только на линии фронта, но и на территории захваченной врагом, на территории нашей Беларуси, Брестской области. В городах стали возникать подпольные комитеты партии и комсомола, в лесах – партизанские отряды.

Одним из главных направлений деятельности белорусских партизан были операции на железных, шоссейных, грунтовых дорогах, водных путях, диверсии на железнодорожных узлах, разгром вражеских гарнизонов и опорных пунктов, уничтожение баз и линий связи. Это было не случайно. По территории Беларуси проходили важные железнодорожные и шоссейные магистрали, связывающие тыл Германии с фронтом.

         С первых же дней войны партизанские отряды по четко разработанному плану осуществляли крупные операции и на Брестчине. Первый отряд возник в Старосельском лесу Жабинковского района под командованием Шиканова и Чернака.

         Партизанами были разгромлены здания немецкой администрации, торфозавод в Тельмах, кирпичный завод в Гершонах, взрывались эшелоны с техникой врага. Партизаны сожгли склад, в котором находилась рожь для вывоза в Германию. (клип «Гавроши войны»)

         Связной отряда Чернака были Лидия Владимировна Гасипук.

Из воспоминаний Лидии Владимировны:  «Родилась я 20 января 1928 г. в г. Бресте.  В семье у нас было четверо детей:  Евгений, Мстислав, Валентина и я. 

             … Детство мое было трудное, училась в единственной русской школе, которая была платной. В семье не хватало денег, чтобы оплачивать учебу, так как у отца не было постоянной работы. Мой отец, Шендрук Владимир Савельевич, был коммунистом, и его преследовали поляки. Для того, чтобы я училась, отец подрабатывал в школе. Он делал полочки, чинил парты, заготавливал дрова. Мать, Шендрук Мария Михайловна, стирала белье в большой польской семье.

     …Война началась ночью. Первое время наша семья пряталась на улице Краснознаменной.  Старший брат ушел в партизаны. Вся семья помогала ему выполнять задания.  Дома было радио, и вся семья слушала новости. Девочка сидела на лавочке возле дома и смотрела по сторонам, а старший брат в это время записывал на листок, что происходило на фронте. Если Лидия видела немцев, то стучала в стенку, и брат убирал радио в укромное место.

…У нас были соседи-евреи. Их дочь, Тайба Коган, была моей ровесницей.  Мы называли ее Любой.  Когда всех евреев согнали в гетто, Тайба искала лазейки, чтобы выбраться и взять у нас продукты. Мы любыми способами старались ей помочь. Однажды Тайба прибежала к нам и сказала, что всю ее семью должны ночью расстрелять. Мы уговаривали, чтобы она осталась с нами и не ходила обратно. Но Тайба сказала: «Я пойду туда, где мама и папа, бабушка и дедушка, к моим родным». Больше ее мы не видели.

         Партизаны  сами не могли попасть в город, потому что около моста немцы поставили пост и проверяли документы.» (видео воспоминания Гасипук Л.В.)

         В хозяйстве ее родителей были козы, которых надо было пасти. Пастбище находилось за мостом, куда немцы ее пропускали без проблем. Лидия Владимировна и воспользовалась этим. Она переносила через мост партизанам оружие, медикаменты, листовки, а также ценные сведения о фашистах.

            В начале июня 1943 года был создан партизанский отряд им. Фрунзе.  Разведчиком этого отряда был Федор Семенович Зятин. Родился Федор Семенович в 1928 году в деревне Стравляны Кобринского района. Здесь и прошло его счастливое детство. Для жителей этой деревни война началась 23 июня. Федор Семенович в это время пас коров. Он помнит, как мимо него проходили войска немцев, шли на Кобрин.

          Через два года с друзьями Степаном  и Григорием пошел в отряд. Это был большой риск, так как немцы жестоко расправлялись с семьями партизан. Семьи его друзей расстреляли. Федора Семеновича, а также всю семью (отца и младшего брата) спасла мать. Она поехала в Брест и написала письмо, что старшего брата забрали в Германию на работы.

          В партизанах Федор Семенович занимался всем, чем был полезен, что не могли выполнять взрослые. В основном разведкой – узнавал, где немцы, их количество.

           В 1944 году часть отряда отправили в тыл, а Федор Семенович попал в Армию. Здесь его обучили и отправили на фронт. Не доходя до Варшавы, был ранен в ногу, лечился в госпитале в Южном. После ранения был направлен в школу сержантов, но командир не разрешил дальше овевать из-за малолетнего возраста.

           После войны жил в Бресте. Окончил Киевское авиационное училище. Служил в Австрии и Венгрии. В звании капитана ушёл в отставку. Окончил радиотехнический техникум в г. Львове и работал на БЭМЗе 20 лет. Вырастил двоих детей, помогает воспитывать троих внуков. Сын пошел по стопам отца, стал военным.

         Одним из старших разведчиков в отряде Чернака был отец Нины Михайловны Троцюк.  Ее  брат, которому было 14 лет  также находился в отряде. Немцы, узнав, что отец и брат Нины Михайловны – партизаны, конфисковали хозяйство, сожгли дом. До осени семья пряталась в лесу. На зиму перебрались в деревню Соботы. Эта семья всячески старалась оказать помощь партизанам. Когда деревню разбомбили, отец забрал Нину Михайловну с сестрой к себе в отряд. А позже она перешла в отряд Пономаренко. Партизаны уходили на задание, возвращались уставшие и голодные. И в этом отряде Нина Михайловна была незаменима. Она готовила обеды, стирала белье. Старалась подбодрить хорошим словом, улыбкой.

 

 

 

 

 Курсант учебной роты 44-го танкового полка 22-й танковой дивизии Анатолий Захарович Козлов проснулся в грохочущем аду. Одеваясь, вместе с другими выбежал к входной двери из казармы. Кто-то из лейтенантов предложил укрыться в подвалах. Но командир майор Квасс приказал: «По местам. К бою». На то место, где должна была собраться рота Козлова, пришло еще 4 танка Т-26. Связи ни с кем не было, смогли двигаться только по Ковельскому шоссе. На 17-м километре забарахлил двигатель, и машина остановилась. В этом районе на дороге собралось до 80 человек, заняли оборону. В два часа дня появились немцы. После трех выстрелов Анатолия Захаровича танки остановились. Через некоторое время появились самолеты со свастикой, с воем и свистом стали пикировать на танки. Возле танка Козлова взорвалась бомба. Сорвало гусеницу. По приказу старшего лейтенанта все ушли в лес. Анатолий Захарович уходил последним, так как поджигал танк. Пройдя через лес, он не смог догнать своих. Недалеко от Кобрина увидел танки Т-26. Там как раз понадобился механик-водитель. И снова в бой.

         Очнулся Анатолий Захарович в лагере военнопленных в Бяла-Подляске. Пришел в себя. Из лагеря удалось бежать. Через лес, питаясь травой и ягодами, добрался до Пугачево под Брестом. Здесь семья Дмитрия Иосифовича Старосельца подняла его на ноги. Осенью чуть было не попал на каторгу в Германию. Убежал. Был ранен. Снова на помощь пришли местные жители.

           К весне 1942 года Анатолий Захарович и еще трое во главе с Черновым базировались  в лесу неподалеку Заболотских хуторов. Добывали боеприпасы, пускали под откос вражеские эшелоны. В марте 1943 года в       

Старосельском лесу соединились с отрядом Шиканова. Так Анатолий Захарович стал партизаном.

         Довелось ему командовать и партизанским взводом, ротой, а потом быть начальником штаба отряда им. Фрунзе Брестского партизанского соединения.

Анатолий Захарович Козлов,  а также его жена, Мария Тимофеевна, связная отряда, понимали, что от их действий в тылу врага тоже зависят успехи советских войск на фронте

         Пустили партизаны вражеский эшелон – гитлеровцы потеряли много техники и вооружения. Взорвали мост на важной коммуникации – на фронт немцам не пошли нужные подкрепления. Разгромили гарнизон оккупантов – отвлекли части от фронта. А главное – партизаны создавали для гитлеровцев такую обстановку, что и тыл для них был настоящим фронтом.

          Планы «молниеносной войны» вдребезги разбились под Москвой поздней осенью 1941 года. На полях Подмосковья гитлеровская армия потерпела соей первое крупное поражение во второй мировой войне. Столько солдат, танков, пушек самолетов, как в битве под Москвой, фашистам терять не приходилось.  Советские войска разгромили более 50 дивизий врага.

 В  глазах всего мира рухнул миф «о непобедимости» гитлеровской армии. 36 тысяч бойцов и командиров были награждены орденами и медалями за мужество и героизм, проявленные  в битве под Москвой, а особо отличившиеся 110 воинов и партизан удостоены звания Героя Советского Союза. Свыше миллиона человек получили медаль «За оборону Москвы».     В битве под Москвой принимал участие Медведев Николай  Михайлович.

         Войну начал под Москвой. В середине войны попал в летное училище. Воевал на ильюшинских штурмовиках. Был тяжело ранен, но несмотря ни на что, полюбил небо всей душой. Только перенесенное ранение не позволило ему навсегда связать свою жизнь с большой авиацией. Работал начальником ткацкого цеха на суконном производстве в городе Бресте. В 70 лет стал пилотом-дельтапланеристом в Брестском дельтапланерном клубе.

         Осенью и зимой 1942 года под Сталинградом советские войска стояли насмерть, чтобы не пропустить врага за Волгу.  Четыре месяца длилась героическая оборона города на Волге. Несколько раз Гитлер назначал сроки взятия Сталинграда, но так и не дождался сообщения о том, что Сталинград пал. Здесь, в Сталинграде, советские воины стояли насмерть, защищая каждый квартал, каждый дом, каждую пядь приволжской земли. Вот  один    факт из тысяч достойных быть отмеченными: на оккупацию Голландии и  Бельгии гитлеровцы затратили  19 дней, за 44 дня оккупировали Францию, а известный теперь всему мир «дом Павлова»  фашисты штурмовали 58 дней, но так и не сломили упорства небольшого гарнизона этого дома . В этом сражении впервые вступили в бой знаменитые минометы «Катюши». В боях за Сталинград отличились Курбанов Тофик Балабекович, Борисюк Александр Андреевич.

         С 21 по 22 июня 1941 года Александр Андреевич Борисюк был старшим патрульным в Бресте. С первого дня довелось увидеть, что такое война. Немцы бомбили город, обстреливали общежитие, в котором жили студенты училища. Александр Андреевич с группой товарищей 22 июня пошли в направлении Задворцы – Братилово- Косичи – Чернавчицы – Жабинка. Возле Чернавчиц догнали наши войска.

         Для того, чтобы взяли в армию изменил свой возраст. Исполнял свой долг в должности солдата-стрелка.

         Героически отражал удары фашистов во время Сталинградской битвы, вместе со всеми сражался за каждый дом, каждую улицу. Освобождал Румынию, Болгарию, Чехословакию, Югославию.

         Летом 1943 года грандиозное сражение развернулось под Курском. К этому времени Советская армия накопила уже достаточно сил, чтобы погнать немцев с родной земли.

  Колпаков Петр Васильевич с июля по сентябрь 1942 года составе 115 гвардейского пола 1-й гвардейской армии в должности командира отделения участвовал в кровопролитной Сталинградской битве, где был тяжело ранен.

         В июле – августе 1943 года в должности старшины взвода участвовал в боях на Курской дуге. Освобождал Украину, Польшу, Германию.

         За годы войны не отступил ни на шаг. Имеет   награды  Орден Славы III cтепени, Орден Георгия Жукова, Орден Отечественной войны I степени.

 

         В сентябре 1941 года немцы подошли на 2-3 км к Ленинграду. Однако планы и надежды врага, связанные с захватом Ленинграда, потерпели полный провал. Ленинград оставался неприступным для фашистов.

Блокада Ленинграда длина до января 1943 года.

         Первая военная зима принесла защитникам осажденного города неимоверные трудности и лишения. Жестокий голод и зимние холода усугубили страдания ленинградцев: вышли из строя водопровод и канализация, прекратилась подача электроэнергии и тепла, остановились трамваи и троллейбусы.

         Жизнь в осажденном городе была трудной и опасной. Не хватало продовольствия, но в городе не прекращался выпуск оборонной продукции на заводах и фабриках. Они работали круглосуточно. Ленинградцы также строили оборонительные сооружения, дежурил на крышах домов, прятали ценности из музеев и дворцов. Одним из таких людей был Зернов Алексей Борисович,  которому тогда было всего  16 лет, он участвовал в строительстве оборонительных сооружений вокруг города. В осажденном городе пробыл с первого до последнего дня. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г».

В начале 1944 года советские войска развернули решительное   наступление на всем линии фронта и вступили на территорию Беларуси. Операция «Багратион» началась 23 июня 1944 года войсками 1-го Прибалтийского, 1-го, 2-го, 2-го Белорусских фронтов и 29 августа перешли границу с Польшей. Это была тщательно подготовленная операция. Советским войскам помогали также подпольщики и партизаны оккупированной территории Беларуси.

         В ходе операции «Багратион» отличились также наши ветераны; Курбанов Тофик Балабекович, Десятов Николай Афанасьевич, Лепешинский Евгений Иванович, Февралев Алексей Федорович освобождали наш родной город Брест.

Белорусская наступательная  операция по своим масштабам, количеству участвующих в них сил является одной из самых крупных не только в Великой Отечественной , но и во Второй мировой войне. Эта операция получила кодовое название «Багратион».

         4 июля 1944 год войска 3-го Белорусского фронта вели бои в районах озера Нарочь, Сморгони, Красного, Волмы. 5 июля они овладели Молодечно, 16- июля – Гродно.

         Вместе с советскими авиационными частями в составе 1-й воздушной армии самоотверженно сражался 1-й истребительный авиаполк французских летчиков «Нормандия». За мужество и героизм, проявленные им при освобождении Беларуси, в частности на реке Неман, полку было присвоено наименование «Неманский» и название «Нормандия – Неман».

         Войска 2-го Белорусского фронта за 12 дней с боями прошли около 270 км, освободили Новогрудок, Волковыск и вышли на государственную границу на Барановичско-Брестском и Пинском направлениях. 8 июля 1944 года были освобождены Барановичи, 14 июля – Пинск. 21 июля они пересекли государственную границу в районе Беловежской пущи. 28 июля штурмом был взят город Брест. Этот день стал знаменательным в истории белорусского народа. В ходе успешного завершения операции “Багратион” советские войска уничтожили и взяли в плен более 500 тысяч гитлеровских солдат и офицеров. Фактически перестала существовать одна из самых мощных группировок вермахта – группа армий «Центр».

         Белорусский народ помогал Красной армии не только непосредственным участием в борьбе против оккупантов, но и самоотверженным трудом.

         Анатолий Федорович Февралев был призван в армию в 1942 году. И было ему всего 17 лет.

         Прошел первоначальную военную подготовку и его направили на фронт.

         Первый бой Анатолию запомнился на всю жизнь – холодный январский день, колючий ветер и резкий запах лошадиного пота.

         Об одном из оборонительных боев в Белоруссии, под Мозырем, Анатолий Федорович был ранен. Лечился в деревне Хойники Брагинского района Гомельской области, а затем в деревне Калинковичи. Ранение оказалось очень тяжелым. Анатолий Федорович был долго без сознания и фактически при смерти. Но молодой организм победил и снова бой.

         В Бресте получил дальнейшее назначение в Польшу. 28 июля 1944 года освобождал наш родной город, форсировал реку Буг.

         Затем Анатолий Федорович воевал под Люблином. Как он сам вспоминает, захватили в плен генерала Музора и немецкое командование, узнав об этом, отрезало все пути полку. Но нашли выход. Вначале, окопавшись вели оборону, а затем по окрепшему льду  полк переправился через реку Вислу и пошел на Берлин.

         Свой боевой путь Анатолий Федорович закончил в Германии                 г. Ротенов.

         По приказу командования вместе с группой бойцов доставил угнанный скот в Беларусь. Таким образом, Февралев через месяц уже был в Бресте.

         За боевые заслуги Анатолий Федорович Февралев награжден орденом Красной звезды, медалью «За отвагу», медалями «За освобождение Варшавы» и «Взятие Берлина».

         Николай Афанасьевич Десятов был призван в армию в 1942 году. Во время войны служил в танковых войсках, был командиром взвода. Прошел войну от Москвы до Берлина.

         Воевал на Калининском, Западном, 2-м Украинском, 1-м Белорусском фронтах. Во время боевых действий был три раза ранен. За проявленный героизм и мужество Николай Афанасьевич награжден 18 медалями и 5 орденами. А также редким орденом Александра Невского. Среди медалей есть такие, как «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «Взятие Берлина».

         Николай Афанасьевич служил в корпусе, который входил во 2-ю танковую армию, иона отражала натиск врага на Курском и Харьковском направлениях, участвовала в боях за Гомель и Смоленск. В ожесточенных боях при наступлении от Курской дуги до Днепра войска несли большие потери. А перед освобождением г. Бреста 27 июля 1944 года Николай Афанасьевич был ранен под Брестом /населенный пункт Шостаково/. Командиром его батальона в это время был Шошо Николаевич Гигрошвили. И пока Десятов лечился в госпитале, его командир погиб и был похоронен в Бресте в парке культуры и отдыха в братской могиле.

         После выздоровления Николай Афанасьевич вернулся в свою часть, которая была уже в Праге. Здесь он воевал под командованием  генерала Кривошеина /почетный гражданин г. Бреста/.

Зимой в начале 1945 года 2-я танковая армия участвовала в проведении Висло-Одерской операции. И здесь снова Николай Афанасьевич был ранен. Ранение было тяжелое. Лечился 1,5 месяца в Польше. Выздоровел и снова в бой. Повезло. Попал снова в свою бригаду и принял свою же роту. Путь был единственный – взятие Берлина.

         2 мая, недалеко от центра Берлина объявили, что немцы начали капитулировать. Все чувствовали, что война заканчивается. После войны Николай Афанасьевич Десятов остался военным. Служил в Германии, затем в Белоруссии, Сибири, Красноярске /3 года/, в Монголии /5 лет/. Снова вернулся в Брест, где и живет в настоящее время.

         За боевые заслуги во время войны и в мирное время получил очередное звание – подполковник. 

Курбанов Тофик Балабекович  родился 21 октября 1921 года в городе Сальяны Азербайджанской ССР. Отец - служащий рыбной промышленности, мать домохозяйка. В 1936 году окончил Сальянскую семилетнюю школу     поступил в Сальянскую районную фельдшерскую школу. В 1939 году был призван в Красную Армию. Службу начал в войсковой части, которая располагалась в г. Хмельник на Украине. 

         Школу офицеров запаса  Тофик Балабекович  закончил 26 мая 1941 года. Приобрел   военную специальность – командир саперного взвода. Затем был направлен во вновь сформировавшийся механизированный полк войсковую часть 9493.      Полк вступил в боевые действия 22 июня 1941 года на границе в городе Старая Константиновка Каменец-Подольской области.

         Наши части с боями отходили к Сталинграду. В период боев на станции Таловая Воронежской области Курбанов Т.Б.  был тяжело ранен в ногу и контужен. Его доставили в полевой эвакогоспиталь № 225.     Так как он имел   медицинское образование, начальник госпиталя, военврач 1 ранга Гафт попросил его  помочь медсестрам эвакуировать из госпиталя в тыл тяжелораненых.  После выздоровления,  Тофика Балабековича назначили начальником сортировочного отделения госпиталя. Он           постоянно писал рапорта о направлении   в действующую армию. И в июне 1942 года    направлен в 91-ю танковую бригаду на должность старшего фельдшера.

               В тяжелых кровопролитных боях за Сталинград    ,  Тофику Балабековичу приходилось эвакуировать из горящих танков с поля боя раненых танкистов и переправлять в тыл.     В  феврале 1943 года  был принят в члены ВКП/б/. По окончании боев за Сталинград Тофик Балабекович    направлен во вновь сформировавшийся 48 механизированный корпус, 167 механизированную бригаду, старшим фельдшером.   В дальнейшем  48 механизированный корпус был переброшен и вошел в состав 2-го Белорусского фронта.   Корпус, в составе которого воевал Тофик Балабекович, участвовал в боях за Слоним, Барановичи, Брест. Затем в районе Белостока перешел границу Польши и участвовал в освобождении городов Бсашныг, Мариенбург, Хойнице, Бытов, Гданьск, Гдыня, Кенигсберг.  

          За период войны  Курбанов Тофик Балабекович вынес с поля боя 472 тяжелораненых   бойца. За участие в Великой Отечественной войне  был награжден двумя орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды и 20 медалями. За период с 1943 по 1945 год   было объявлено 13 благодарностей Верховным Главнокомандующим Генералиссимусом Советского Союза Сталиным И.В.

         Взятием Бреста наши войска завершили изгнание фашистских захватчиков с территории Беларуси, но продолжали борьбу за освобождение европейских стран.

         Каждая одержанная победа была оплачена дорогой ценой. Освобождая Польшу было потеряно 600 тысяч солдат и офицеров. 15 января 1945 года в боях за освобождение Польши Степан Константинович был тяжело ранен, но благодаря врачам Брестского госпиталя смог встретить День Победы.

29 августа 1944 года Советские войска перешли границу Польши и начали победоносное освобождение европейских стран: Польша, Болгария, Румыния, Чехословакия, Югославия, Венгрия, Германия.

 Годуйко Григорий Михайлович  был призван в армию в 1944 году в 19- летнем возрасте. Служил в разведке, занимался сбором, обработкой и передачей информации о войсках противника, его целях и расположении. Часто, рискуя жизнью, сообщал о намерениях врага. От этих сведений во многом зависел успех боевых операций.

         Принимал участие в боях на 2-м Белорусском фронте под командованием генерала Рокоссовского. Войска 2-го Белорусского фронта осовободили Могилев, Шклов, Быхов, Кличев, Минск, Новогрудок, Волковыск.

         14 января 1945 года Григорий Михайлович участвовал в проведении операции по взятию Варшавы, столицы Польши. Во время боевых действий был ранен в ногу.    День Победы встретил в госпитале. За проявленный героизм и мужество награжден 14 медалями и орденами.

 Кругликов Константин Максимович - ветеран Великой Отечественной войны, разведчик. До сих пор с грустью вспоминает тяжелые дни войны:

                   В октябре 1942 года на Брянском фронте начала формироваться третья   дивизия,    в   которую    входил   Кругликов   Константин Максимович. После освобождения г.  Орла  дивизия переименована в 5-ю Орловскую. В ходе боев фронт сместился на территорию Беларуси и был переименован в Белорусский.

Дивизия  форсировала реки Сож, Днепр, освобождала г. Рогачёв и  г. Быхов. За проявленное мужество дивизию  наградили орденом боевого Красного знамени. После ожесточённых боёв на реке Друть дивизия была награждена орденом Суворова. Затем путь лежал через Волковыск, реку Рось и до Белостока (Польша). За успешные боевые действия дивизия  была награждена орденом Кутузова. За освобождение Белостока 336 полк был переименован в Белостокский. А самого Кругликова польское правительство наградило Золотым знаком и признало заслуженным белосточанином. За разгром восточной Пруссии и форсирование реки Нарев дивизия была награждена орденом Ленина. При подходе к Берлину  советские войска встретились с американцами. Вскоре война закончилась. За 1418 дней войны Кругликов Константин Максимович был ранен 3 раза в ноги и 1 раз в правое плечо. После четвёртого ранения стал инвалидом войны. Награжден орденом «Отечественной войны I степени», медалью «Жукова», «Ветеран труда» и другими юбилейными медалями.

         Христолюбов Михаил Иванович родился в 1925 году. С января по июнь 1943 года – курсант. Был командиром танкового отделения, радиотелеграфистом, освобождал Европу. Награжден медалями.

         Волкорезов Николай Никифорович с первых дней войны был направлен   в военное училище. Отвечал за техническое состояние и обслуживание орудий. Участвовал в освобождении Варшавы, Берлина. Награжден Орденом Отечественной войны II степени .

Воевавшие дети не воевавших отцов – так часто говорят о воинах-интернационалистах. Случалось иногда и солдатам предшествующих поколений менять в магазинах автоматов холостые патроны на боевые, но первые после сорок пятого по-настоящему убедиться, насколько хрупок наш мир, пришлось именно нашим «афганцам». (клип «Гроза»)

         По официальным данным, из Брестской области в Афганистане служило 3120 человек, 58 – погибли, 72 вернулись инвалидами. Брестчан служило 1200, из них погибло 32 человека, вернулись инвалидами 25.

         В 1984 году Валерия Островского призвали в армию. Служил на должности водителя-электрика связи.    

  В Афганистане его направили в роту связи – сопровождать грузы. Принимал участие в 10 боевых операциях.   Семнадцать выездов успел совершить Валера до первого ранения в ногу. Ему бы еще подлечиться, а он знай, твердит: “Ребята гибнут. А я в госпитале отдыхаю. Нет, так не могу.” И двух недель не прошло, как занял Валера место погибшего водителя. А через месяц горный “серпантин”, по которому шла его колонна, вздрогнул от взрывов…  

         24 октября 1985 год при перевозке груза Валера вел машину   с боеприпасами в составе колонны полка. Колонна  подверглась сильному обстрелу. В ходе боя, который длился 2 часа рядовой, Островский уничтожил двух душманов, но был ранен и отправлен в госпиталь. Спустя 2 недели он опять принимал участие в боевых действиях.

         24 ноября 1985 года при перевозке грузов колонна попала под обстрел в ущелье Саланг, Валера был тяжело ранен, но продолжал вести машину до укрытия, чем спас жизнь своих товарищей и технику.

         За мужество и героизм посмертно награжден Орденом Красного знамени  медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа».

Война  – это кровь, боль, слезы, страдания, потери, это постоянный страх, страх не только смерти и горя, но и страх за собственную душу. Это выбор: если завтра война? Кем я окажусь на этой войне? Может быть, не преодолею искушения отсидеться в укромном уголке или незаметно спрячусь за чужую спину? Не дай Бог. Солдаты. Они каждый день смотрели в лицо страху, встречались со смертью. Низкий им поклон за их подвиг. Они преодолели страх. И спасли Отечество… А мы? Мы, значит, не смеем, не имеем права его предавать.

Вечная память героям, погибшим, и многая лета выжившим в той страшной войне ветеранам… Низкий поклон.

 

свернуть