Специальное образование
График проведения консультаций учителями-дефектологами Государственного учреждения образования «Средняя школа №31 г.Бреста» на I полугодие 2024/2025 учебного года
Ф.И.О. учителя-дефектолога |
Дата приёма |
Время |
Мазько Анастасия Владимировна |
21.09 19.10 30.11 14.12 |
09.00 ̶ 09.45 09.55 ̶ 10.40 |
Ф.И.О. учителя-дефектолога |
Дата приёма |
Время |
Гребенникова Анна Александровна |
28.09 12.10 23.11 21.12 |
09.00 ̶ 09.45 09.55 ̶ 10.40 |
Школа, доступная для всех
Обычному человеку трудно представить себе сложности, с которыми ежедневно сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. Вот почему на государственном уровне поставлена задача – сделать общественную среду доступной для инвалидов-опорников, для слабовидящих, слабослышащих, людей с инвалидностью других различных категорий.
Задачи среды в рамках учреждения образования:
- развитие инклюзивного образования;
- создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды.
В Государственном учреждении образования «Средняя школа №31 г.Бреста» создана доступная образовательная среда для совместного обучения детей с ограниченными возможностями. Перед учреждением образования имеется два парковочных места для инвалидов. При входе в учреждение образования положена плитка ребристая. На стеклянных частях дверных полотен нанесены желтые знаки (круги). Для учащихся с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата на входе установлен подъёмник, в учебном кабинете стоят специальные столы, сделаны поручни, имеется специально оборудованная санитарная комната, в штате есть помощник воспитателя для оказания помощи таким учащимся.
Одна из важных государственных задач – повернуть общество лицом к людям с ограниченными возможностями. Необходимо устранить физические, организационные и информационные барьеры.
Пути интеграции
Как бы мы ни старались закрыться от проблемы существования людей с нарушениями развития, нам надо думать об их интеграции в общество. Ведь создание правового цивилизованного государства невозможно без учета прав людей с ограниченными возможностями. Такой этап прошли все цивилизованные страны. Для того чтобы проблема была решена и в нашей стране, нужно двигаться в направлении ее решения. Поднимать эту тему в средствах массовой информации. Проводить занятия в школах, на которых дети получают представление о жизни человека-инвалида. И, наконец, это, пожалуй, самое важное - создавать учреждения интегративного типа, в которых могли бы общаться здоровые дети и дети с различными отклонениями. Такое обучение вызывает наибольшее сопротивление у родителей. Очень часто они соглашаются, что совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов приносит пользу последним, но недоумевают, какие «выгоды» в этом общении может получить здоровый ребенок. Поэтому хотим остановиться на этом чуть подробнее.
Итак, что же получают наши дети от общения со своими сверстниками?
В первую очередь - это деликатность, способность тонко чувствовать трудности другого. Еще - терпимость к менее успешному сверстнику. И способность помочь, которая включает в себя некоторые специальные навыки. Ведь не секрет, что далеко не все обладают педагогическим талантом просто объяснять сложные вещи. Многие из нас в детстве сталкивались с ситуацией, когда взрослый не мог объяснить нам какой-то учебный материал, обвиняя нас в «бестолковости». Но любой, кто поработал с умственно отсталым ребенком, начинает понимать, что если он чего-то не может объяснить ребенку, то это его (учителя) задача - разложить материал на более простые составляющие. Здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые абсолютно не развивает современная система образования. (Вы можете привести пример урока, на котором развиваются такие качества, как деликатность или терпимость?) Но именно эти навыки и способности пригодятся школьникам во взрослой семейной жизни, а для многих и в профессиональной.
Процесс интеграции людей с ограниченными возможностями в общество займет долгие годы. И нам кажется, что самое лучшее средство для разрушения мифов, для принятия этих людей - непосредственное и достаточно длительное (а не разовая «экскурсия») общение с ребенком, страдающим каким-либо нарушением. Старшеклассник, имеющий такого подшефного ребенка, получит жизненный опыт любви и принятия, который невозможно недооценить и которого так недостает нам в сегодняшней жизни.
Самое главное, когда в учреждение образования приходит ребенок с инвалидностью — создать общий настрой — и одноклассников (воспитанников), и учителей (воспитателей), и администрации учреждения. Если к ребенку с инвалидностью относиться как к самому обычному школьнику (воспитаннику) (с некоторыми особыми потребностями), то такое отношение передается и педагогам и одноклассникам ребенка. Тогда и дети будут оказывать посильную помощь, и ребенок будет себя ощущать более свободно, да и отношение одноклассников к специальным архитектурным устройствам будет более уважительное, и эти приспособления дольше будут оставаться в порядке.
Необходимо вовлекать ребенка-инвалида во все виды деятельности - и образовательную и во внеклассную. При этом нужно сформировать у одноклассников отношение к нему, как к равному, и в тоже время как к человеку, которому бывает нужна помощь и поддержка. Это настроение в классе зависит от учителей и администрации школы.
По мнению педагогов школ, в которых уже учатся такие дети, это главное условие комфортного обучения в общеобразовательной школе детей-инвалидов.
Положение о группе психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития Государственного учреждения образования «Средняя школа № 31 г.Бреста»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящее Положение разработано на основании инструктивно -методических писем Министерства образования и Методических рекомендаций по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания, утвержденных заместителем министра образования Республики Беларусь 26.08.2016.
- Положение регулирует порядок создания, функционирования и прекращения деятельности группы психолого-педагогического сопровождения (далее - группа) детей с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР).
3АДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
- Основными задачами работы группы являются:
обеспечение доступности образования для детей с ОПФР;
формирование профессиональных педагогических компетенций, необходимых для успешного обучения и воспитания детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания;
преодоление трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания детей с ОПФР;
включение учащихся с особенностями психофизического развития в активное взаимодействие в образовательном пространстве;
организация взаимодействия с законными представителями детей с ОПФР.
- Группа осуществляет организационно-методическое обеспечение образовательного процесса детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания:
оценку социальной ситуации развития, разработку рекомендаций по максимальной адаптации образовательной среды к потребностям ребенка с ОПФР;
составление индивидуальных программ сопровождения ребенка с ОПФР;
обеспечение преемственности и последовательности в работе с детьми с ОПФР;
анализ эффективности и при необходимости своевременное внесение изменений и уточнений в индивидуальные программы сопровождения, мониторинг успешности протекания процесса интегрированного обучения и воспитания.
- Работа с семьей направлена на:
педагогическое просвещение законных представителей ребенка с ОПФР;
вовлечение законных представителей ребенка с ОПФР в образовательный процесс;
формирование у законных представителей адекватных представлений об особенностях и возможностях ребенка с ОПФР;
обеспечение единства подходов к обучению и воспитанию со стороны учреждения образования и законных представителей ребенка с ОПФР;
активное вовлечение детей с ОПФР и их семей в общественную жизнь учреждения образования;
формирование позитивного отношения к детям с ОПФР у сотрудников учреждения образования и законных представителей детей, не имеющих ОПФР.
СОСТАВ ГРУППЫ
- В состав группы ППС входят:
представитель руководства учреждения образования (руководитель группы);
педагогические (учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог социальный, воспитатели, учителя, работающие с детьми с ОПФР) и иные работники учреждения образования;
специалист ЦКРОиР (по желанию, исходя из условий учреждения образования);
родители (законные представители) детей с ОПФР (приглашаются по желанию).
- Приказ о создании группы издается на текущий учебный год. Общее руководство деятельностью группы сопровождения осуществляет заместитель директора (заведующего) учреждения образования.
ДОКУМЕНТАЦИЯ ГРУППЫ
- Деятельность группы отражается в следующей документации:
план работы группы сопровождения детей с ОПФР, утвержденный руководителем учреждения;
диагностические карты психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОПФР;
индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОПФР;
рабочие материалы заседаний группы (протоколы, содержание вопросов, рассматриваемых на заседаниях, аналитические материалы результативности работы группы);
аналитический отчет о работе группы за год.
- Названные документы хранятся у председателя группы и должны быть доступны каждому члену группы.
ЗАДАЧИ (ФУНКЦИИ) УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ
- Руководство учреждения образования:
содействует формированию позитивного отношения к интегрированному обучению и воспитанию и детям с особенностями психофизического развития у всего педагогического коллектива;
обеспечивает организацию необходимой адаптивной образовательной среды в учреждении образования (архитектурная безбарьерная среда, специальные средства обучения, учебники и учебные пособия; специальные условия обучения и др.);
обеспечивает базовые условия деятельности членов группы (просторный кабинет для занятий учителя-дефектолога, оборудование, освещение, технические средства обучения и коррекционной работы и др.);
анализирует эффективность проводимой работы, контролирует ее организацию.
- Педагог-психолог:
выявляет характер и причины нарушений поведения у ребенка, особенностей личностного развития, межличностных отношений, социального взаимодействия;
разрабатывает индивидуальный план коррекционной работы;
оказывает коррекционную помощь ребенку в преодолении выявленных проблем;
консультирует педагогов по вопросу характера и причин проблем в поведении, личностном, социальном развитии и др. детей с ОПФР;
разрабатывает рекомендации по созданию психологически комфортной среды и осуществлению индивидуального подхода к ребенку с ОПФР;
организует взаимодействие с семьей ребенка по вопросам создания условий для его полноценного личностного развития, коррекции нарушений;
- Учитель-дефектолог:
проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии;
разрабатывает рекомендации для педагогов по обучению и воспитанию ребенка с ОПФР с учетом его особых образовательных потребностей;
оказывает организационно-методическую помощь педагогическим работникам по вопросам интегрированного обучения и воспитания;
организует взаимодействие с семьей ребенка с ОПФР, вовлекая законных представителей в образовательный процесс;
осуществляет мониторинг динамики успешности процесса обучения и коррекции нарушений развития у детей с ОПФР;
- Воспитатель, классный руководитель:
выявляет состояние сформированности различных видов деятельности ребенка (учебной, изобразительной, трудовой и др.), коммуникативных умений;
выявляет особенности поведения ребенка, межличностных отношений и взаимодействия;
планирует, организует и проводит воспитательную работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей с ОПФР с учетом их индивидуальных особенностей, интересов, способностей;
организует вовлечение ребенка с ОПФР во внеклассную деятельность, проводит работу по сплочению детского коллектива;
организует взаимодействие с семьей по вопросам организации жизнедеятельности ребенка с ОПФР;
- Педагог социальный:
определяет социальный статус семьи, ситуацию семейного воспитания ребенка (социально-психологический климат, стиль воспитания в семье, и др.), возможные факторы неблагоприятного воздействия на ребенка;
в случае необходимости составляет индивидуальную программу работы с семьей ребенка или с ребенком, направленную на гармонизацию семейных взаимоотношений или решение конфликтных ситуаций;
осуществляет мониторинг внеклассной и внешкольной занятости ребенка, в случае необходимости оказывает помощь в организации свободного времени, оздоровления и т.д.;
содействует авторитету детей с ОПФР в детском коллективе за счет организации активного участия в жизни учреждения;
содействует привлечению семьи ребенка к активному участию в жизни учреждения образования;
- Руководитель группы:
содействует формированию позитивного отношения у всего педагогического коллектива к интегрированному обучению и воспитанию и детям с ОПФР;
содействует организации необходимой адаптивной образовательной среды для учащихся с ОПФР;
координирует деятельность и взаимодействие специалистов группы;
анализирует деятельность группы, ее результативность, контролирует ее организацию;
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ
- Члены группы имеют право:
самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы, решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности;
осуществлять свою деятельность в специально созданных условиях, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
повышать свой профессиональный уровень.
- Члены группы обязаны:
рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции:
в решении вопросов исходить из интересов ребенка, задач его обучения, воспитания и развития, работать в соответствии с профессионально-этическими нормами, обеспечивая полную конфиденциальность полученной информации;
принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести и достоинству всех участников образовательного процесса;
оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу учреждения образования, законным представителям в решении проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к ребенку с ОПФР.
- Члены группы несут ответственность:
за адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, приемов;
обоснованность рекомендаций;
распространение сведений, полученных в результате диагностической, консультационной работы;
соблюдение прав и свобод личности ребенка с ОПФР;
ведение документации и ее сохранность.
ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
- Группа психолого-педагогического сопровождения прекращает свою деятельность на основании приказа директора учреждения образования в связи с отсутствием в учреждении образования детей с ОПФР или в случае успешной адаптации детей с ОПФР к условиям интегрированного обучения и воспитания и создания в учреждении условий, необходимых для успешного обучения и развития детей с особенностями психофизического развития.